Яндекс.Метрика
Регистрационный номер: 4141101368

Цифровая трансформация

Контроль доступа в сети Интернет

Рекомендации по оптимизированию системы контроля за доступом учащихся и педагогических работников в сеть интернет:

  • Создать учётные записи пользователей (целесообразно создать для ребёнка отдельную учётную запись для входа на компьютер и произвести её настройки);
  • Произвести настройки браузеров (например, в браузер InternetExplorer входит модуль «Ограничение доступа» (ContentAdvisor) — Сервис | Свойства обозревателя | Содержание (Tools | InternetOptions | Content));
  • Настроить программу родительского контроля (например, в операционной системе WindowsVista (Windows 7Windows 8, Windows 10) есть специальная утилита для родительского контроля, которая позволяет ограничить время работы за компьютером, сформировать «белые» и «чёрные» списки интернет-ресурсов); — пошаговая инструкция
  • Установить программы для защиты от вирусов и вредоносного программного обеспечения (например, MicrosoftSecurityEssentials, KasperskyInternetSecurityESET Smart Security и др.);
  • Настроить службы для обеспечения безопасности при работе в Интернете (InternetSecurity) (позволяют ограничить доступ с вашего компьютера к информации нежелательного характера);
  • Дополнительно установить специальную программу для контроля времени работы за компьютером (автоматически отключает доступ к сети при нарушении заданных ограничений: выход за рамки графика работы в сети, превышение лимита интернет-трафика и т. п.);
  • Завести журнал учета посещения сети интернет с датой и временем доступа или специальных граф в журналах использования ЭСО. (Примеры журналов для контроля доступа в сеть интернет для оборудованного места: учителяучащегося)

Портфолио по реализации концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы

Портфолио по реализации концепции цифровой трансформации в учреждения образования

 Создание портфолио по реализации концепции цифровой трансформации учреждения образования  –  это способ фиксирования, накопления и оценки коллективных и индивидуальных достижений в области ИКТ за определенный период, что позволяет:

·       оценить достижения УО в области реализации концепции цифровой трансформации;

·       оценить профессиональную деятельность заместителя директора, курирующего вопросы реализации концепции цифровой трансформации;

·       спланировать деятельность по организации и управлению процессами цифровой трансформации в системе образования  УО.

Портфолио по реализации концепции цифровой трансформации учреждения образования – это комплексная модель, состоящая из различных разделов. Разделы представляют собой рабочие файловые папки, содержащие информацию в соответствии с названием (тематикой) раздела. Материалы этих папок документируют приобретенный опыт и достижения.

Портфолио УО может включать в себя следующие разделы: 
«Документы», 
«Практика использования ИКТ и современных средств обучения в процессе обучения», 

«Достижения в области использования  ИКТ, современных средств обучения на учебных, факультативных занятиях и во внеурочное время», 

«Достижения в области работы с педагогами по освоению способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов»

«Мониторинг использования современных средств обучения в образовательной деятельности и в управлении учреждений образования»

В процессе разработки портфолио на местах возможно изменение структуры: внесение дополнительных разделов с точки зрения собственных приоритетов и необходимости вкладываемых в портфолио материалов.

Создание портфолио позволит сформировать необходимую информационную базу для управления процессами цифровой трансформации в школе, на основе которой можно будет планировать работу и создавать работающие программы. Кроме того, создание портфолио может стать мощной мотивирующей и стимулирующей составляющей организационно-управленческого процесса деятельности школьного центра цифровой трансформации образования.

Раздел «Документы» имеет следующую структуру: 

1. Нормативно-правовая база: приказ, программа (план) по  реализации концепции цифровой трансформации УО,  нормативные документы по  реализации концепции цифровой трансформации УО

2. Кадровое обеспечение: распределение нагрузки; приказы о назначении ответственных за ведение баз данных; сведения по кадрам (ФИО, образование, квалификационная категория, стаж, курсовое обучение и др.)

3. Техника безопасности, здоровьесберегающая деятельность в области использования ИКТ, современных средств обучения: журнал инструктажа учащихся по технике безопасности в компьютерном классе; инструкции по охране труда при проведении занятий в компьютерном классе (для преподавателей и учащихся) и кабинетах с АРМ учителя и др .

4. Использование сети Интернет и электронной почты в образовательной деятельности и в управлении школой: типовые правила использования сети Интернет; должностная инструкция ответственного за организацию работы по доступу к образовательным ресурсам сети Интернет и за обновление антивирусных баз; инструкция о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет; регламент по работе учащихся и учителей в сети Интернет; журнал учета работы в сети Интернет; мониторинг, статистика работы в сети

5. Повышение квалификации педагогов и администрации в области применения ИКТ, современных средств обучения и организации обучения учащихся в удаленном режиме: сводные таблицы, отражающие динамику прохождения курсового обучения (лучше группировать по методическим объединениям) 


Разделы «Практика использования ИКТ и современных средств обучения в процессе обучения» 

1. Календарно-тематическое планирование для предметов, интегрированных с ИКТ 

2. Развитие дополнительного образования учащихся в области ИКТ и современных средств обучения; план работы с мотивированными детьми (подготовка к конкурсам и олимпиадам по информатике, интернет-конференциям и научно-практическим конференциям) 

3. Развитие сайта УО как инструмента организации внутришкольной информационно-образовательной среды 

4. Формирование школьной медиатеки, совершенствование ИБЦ 

5. Проведение семинаров, «круглых столов» внутришкольного, районного, областного уровня (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем сотрудников УО) 

6. Проекты учителей предметников с использованием мобильного обучения, ИКТ, современных средств обучения.  

7. Проекты учащихся с использованием современных средств обучения (творческие, исследовательские работы). Проекты учителей и учащихся могут и должны стать частью школьной медиатеки. 

 

Разделы «Достижения в области использования  ИКТ, современных средств обучения на учебных, факультативных занятиях и во внеурочное время» и «Достижения в области работы с педагогами по освоению способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов"

 

1. Документы, подтверждающие участие в научных и практических конференциях по вопросам использования ИКТ, современных средств обучения в образовательной деятельности; организации дистанционного обучения учащихся

2. Копии дипломов, грамот, благодарственных писем, сертификатов и т.п. за участие в конкурсах, семинарах  в области ИКТ


Раздел «Мониторинг использования современных средств обучения в образовательной деятельности и в управлении учреждений образования» 

 1. Мониторинг ИКТ – компетентности учителей-предметников, руководителей 

2. Аналитические справки по использованию информационных технологий и  современных средств обучения в образовательной деятельности.

К вопросу информатизации учреждения образования

Согласно Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года, основными направлениями работы системы образования в области информационных технологий, являются:

‒ формирование образовательной среды на базе «облачных» технологий, модернизация технической инфраструктуры информатизации системы образования;

‒ разработка электронных образовательных ресурсов системы образования;

‒ обеспечение сетевого взаимодействия участников образовательного процесса;

‒ распространение дистанционной формы получения образования, развитие кадрового потенциала информатизации образования;

‒ информатизация системы управления образованием .

Сегодня существует немало публикаций по описанию практического опыта построения информационной модели школы. При этом руководитель обычной общеобразовательной школы нуждается именно в конкретных советах по этому вопросу, так как одним из факторов, сдерживающим внедрение новых информационных технологий в управленческую деятельность, является недостаток необходимых знаний и умений у управленческих кадров в сфере информационных технологий.

Вопрос 1. Какие основные компоненты процесса информатизации для учреждения образования выделяют сегодня?

Сегодня можно выделить следующие основные компоненты процесса информатизации для учреждения образования:

‒ оснащение вычислительной техникой, средствами доступа в Интернет;

‒ оснащение программным обеспечением;

‒ методическая подготовка педагогов к использованию ИТ в образовательном процессе;

‒ создание единого информационного пространства.
Вопрос 2. Какие задачи должны быть решены в ходе информатизации учреждения образования?

Задачами информатизации в системе образования выступают:

‒ разработка системы повышения уровня информационно-коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса;

‒ ведение единой информационной базы данных, включающей в себя сведения об участниках образовательного процесса (в Гродненском регионе осуществляется на основе СПТК «Параграф»);

‒ введение в образовательный процесс интерактивных средств обучения;

‒ использование возможностей информационного ресурса учреждения образования для отражения деятельности;

‒ создание единой информационной базы ресурсов образовательного назначения (информационно-библиотечного центра, медиатеки…);

‒ использование возможностей дистанционного обучения педагогов и учащихся;

‒ сетевое взаимодействие участников образовательного процесса.
Вопрос 3. Определите, пожалуйста, круг компетенций, которыми должен обладать современный руководитель в области информатизации учреждения образования.
Круг компетенций руководителя определяют задачи информатизации. Руководителю необходимо иметь представление о критериях отбора программного обеспечения и особенностях его внедрения в практику работы, об электронных образовательных ресурсах, тенденциях рынка электронных средств обучения; знать типовые квалификационные требования в области ИКТ, предъявляемых к администраторам системы образования; уметь организовать свое компьютеризированное рабочее место; владеть навыками работы с региональными образовательными порталами как с источниками образовательных ресурсов и нормативных документов; иметь представление о правовых аспектах использования информационных ресурсов сети Интернет в образовании; уметь работать со справочниками по законодательству в сфере образования, представленными в цифровом формате; использовать облачные технологии в управленческой деятельности, организовывать сетевое взаимодействие обучающихся, педагогов и родителей.
Вопрос 4. Существуют ли какие-либо конкретные требования к оснащению учреждения образования компьютерной техникой? Если такие требования существуют, то где с ними можно ознакомиться?

Сегодня все учреждения образования Республики Беларусь оснащены компьютерами, компьютерными классами, компьютеризированными комплексами (ноутбук+телевизор) и различными интерактивными устройствами (планшеты, нетбуки, ноутбуки, документ-камеры, интерактивные доски (приставки), интерактивные системы голосования, интерактивные панели, лингафонные кабинеты и др.). читать далее...

Вопрос 5. Каковы будут Ваши рекомендации по поводу оснащения учреждения образования программным обеспечением? Где и как можно приобрести необходимое программное обеспечение?
В рамках республиканских программ «Информатизация системы образования» и «Комплексная информатизация Республики Беларусь на 2007-2010 годы» была предусмотрена разработка электронных средств обучения (далее ЭСО) и нормативных документов по методическому сопровождению учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. читать далее...
Вопрос 6. Имеют ли сегодня педагоги возможность разрабатывать собственные электронные образовательные ресурсы?
Да, педагоги не просто имеют такую возможность, но это становится требование времени. Несмотря на то, что существует достаточно большое количество различных обучающих программ, но не всегда учитель может воспользоваться готовой продукцией. Электронное средство обучения может его не устраивать по тематике, по последовательности и форме изложения материала, по другим причинам. читать далее...
Вопрос 7. Каковы на сегодняшний день возможности доступа педагогов к электронным средствам обучения (ЭСО)?

На базе областных и районных ресурсных центров по внедрению информационных технологий ведется активная работа по информированию педагогов о возможностях использования электронных средств обучения. Перечень ЭСО, разработанных в рамках республиканских программ и переданных в учреждения образования бесплатно опубликован в инструктивно-методическом письме "Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе" за 2011 год. ЭСО можно скачать по адресам edu.by, http://adu.by/?p=122, http://groiro.by/moodle. Педагоги могут создавать свои собственные ЭСО.

Там же размещены проекты-победители областного конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». С работами победителей республиканского конкурса можно познакомиться в медиатеке, размещенной на сайте конкурса.

При использовании ИКТ на уроке важно выполнять Требования к организации занятий обучающихся с использованием ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ.
Вопрос 8. Как подготовить педагогические кадры в области использования информационных компьютерных технологий?
Остановимся на методической подготовке педагогов к использованию информационных технологий в образовательном процессе. Поскольку стремительное развитие информационного общества, быстрый рост функциональных возможностей и технических характеристик ИКТ затрагивает требования к компетентности педагогов, учебные материалы, средства ИКТ, мотивы повседневной работы учащихся и учителей. читать далее...
Вопрос 9. Что Вы можете сказать о развитии дистанционного повышения квалификации?
Сегодня учитель обязан повышать свою квалификации 1 раз в 3 года. Педагог может сам выбирать необходимые мероприятия в курсовой и межкурсовой период, а также тематику подготовки и форму повышения квалификации. Информационные технологии развиваются настолько стремительно, что 1 раз в 3 года недостаточный срок между повышением квалификации. читать далее...
Вопрос 10. Как Вы считаете, с чего нужно начинать работу по созданию единого информационного образовательного пространства?
Начинать, наверное, никому уже не придется, так как в той или иной степени в любом учреждении образования нашей области это пространство уже создано. В каждом учреждении общего среднего образования ведется сетевой программно-технологический комплекс «Параграф», функционирует информационный ресурс, используется современное оборудование, электронные средства обучения, педагоги имеют сертификаты пользователя информационных компьютерных технологий. читать далее...
Вопрос 11. Какие Вы можете порекомендовать педагогам технологии для использования в образовательном процессе?
Начиная с 2013 года институт активно обучает педагогов работе с технологией Web 2.0. Важно понимать, что параллельно с обучением должно проходить освоение новых современных педагогических технологий: проектный метод с ИКТ, обучение вне класса, перевернутый класс, проблемное обучение, дистанционное обучение, модель 1 ученик –1 компьютер. читать далее...
Вопрос 12. Как Вы считаете, следует ли вводить в школе заполнение электронного дневника и что Вы можете посоветовать в этом направлении?
В приведенной нами ситуации, ответ очевиден. На сегодняшний день внедрение электронных дневников актуально и для родителей обучающихся, и для педагогов, так как школа получает мощный веб-инструмент для автоматизации образовательного процесса. Cистема образования работает на потребителей, в первую очередь на учащихся и их родителей. читать далее...
Вопрос 13. Вы затронули вопрос об информационных ресурсах (сайтах) учреждений образования. Есть ли какие-то требования для их ведения?
Важным звеном в развитии учреждения образования является информационный ресурс (сайт) учреждения образования. При организации информационного взаимодействия необходимо руководствоваться Указом № 60 «О мерах по совершенствованию национального сегмента сети Интернет» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций». читать далее...
Вопрос 14. Можно ли назвать основные проблемы заполнения сайтов?
Основное типичное нарушение, которое присутствует на сайтах многих учреждении образования – это нарушение авторских прав. Обращаем внимание, что на сайте учреждения образования не могут быть размещены материалы без согласия автора. Например, инструктивно-методические письма, авторские права на которые принадлежат министерству образования Республики Беларусь, могут быть размещены только на национальном образовательном портале или на сайтах http://edu.gov.by/, http://adu.by/. Наши же учреждения образования сначала скачивают документы с официальных ресурсов, а затем размещают их на своих ресурсах. Хотя на информационном ресурсе учреждения образования надо просто разместить прямую ссылку на страницу с этими документами на национальном образовательном портале или на сайте министерства образования Республики Беларусь.
Вопрос 15. Что такое информационно-библиотечный центр?
В каждой школе имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях (классные журналы, учебно-методические материалы, приказы, фото-видео-архивы мероприятий и т.д.). Поиск необходимой информации вызывает огромные сложности для всех участников образовательного процесса. читать далее...
Вопрос 16. Отметьте основные преимущества создания ИБЦ?

Создание ИБЦ позволит сформировать электронный банк общедоступной образовательной информации, которым будут пользоваться все участники образовательного процесса, даст возможность изменить подходы к организации самостоятельной работы педагогов и учащихся, применять и развивать элементы дистанционного обучения в урочной и внеурочной деятельности. читать далее...

 Как видим, возможности руководителей и педагогов в повышении своей информационно-коммуникационной компетентности достаточно велики. В нашей рубрике мы осветили только часть вопросов, которые сегодня обретают особую актуальность в свете информатизации системы образования.

На информационном ресурсе института в разделе Форум есть ссылка «Вопрос-ответ», в которой любой педагог может задать интересующий его вопрос и там же будут публиковаться ответы на заданные вопросы.

Материал опубликован в журнале «Вестник образования. Гродненский регион», №1, 2015г. и №1, 2016г.

grodroo.by © 2022 Все права защищены
Mы в соцсетях:
Регистрационный номер: 4141101368
Яндекс.Метрика