Яндекс.Метрика
Регистрационный номер: 4141101368

Педагог СШ №1 г. Скиделя Наталья Черкес написала учебник по русской литературе для девятиклассников

Вместе с ней корреспондент «Перспективы» полистала пособие, по которому с этого учебного года занимаются школьники всей страны.
 
Творческий подход
 
Два года назад Наталья Ивановна узнала о проведении республиканского конкурса по написанию учебников по обновленной программе. Методист Гродненского областного института развития образования Людмила Чаботько порекомендовала ей поучаствовать. Почему бы и нет, подумала педагог и подала заявку. 
 
Наталья Черкес вот уже 30 лет увлекает школьников русским языком и литературой. Она – педагог творческий, имеет свой нестандартный подход в преподавании, а главное, удивительным образом умеет заинтересовать учеников своими предметами. Надо ли говорить, что к участию в конкурсе Наталья Ивановна подошла ответственно. 
 
 Учебное пособие для 9 класса содержит критические материалы, которые написаны достаточно «сухим» языком, – рассказывает педагог. – У меня была идея разнообразить их фрагментами произведений, чтобы школьники могли прочувствовать слог, стиль писателей и поэтов. Ведь, к сожалению, дети сегодня и так мало читают. 
 
На суд компетентного жюри необходимо было представить один раздел будущего учебника и его концепцию, то есть научно-методическое обоснование. Наталья Ивановна посвятила его литературе ХХ века. 
 
Кстати, конкурсные материалы предоставлялись инкогнито, без фамилии авторов, под шифром. Когда пришло письмо из Министерства образования о победе Натальи Черкес в конкурсе, она была очень рада. Правда, немного расстроилась, что ее идею – включить в учебник фрагменты произведений – осуществить не получится. Существуют определенные нормы и требования, учебник не должен быть тяжелым: здоровьесбережение детей – на первом месте.
 
 Наталья Ивановна – учитель-практик, ей порекомендовали взять в соавторы ученого. Прислушалась, рассудив, что его взгляд будет полезен: над учебником стали работать с преподавателем Белорусского государственного университета Светланой Захаровой. У нее, к слову, уже имелся такой опыт – она составляла учебник по русской литературе для 8 класса. Авторы разделили между собой разделы и принялись за работу. Для Натальи Ивановны такой опыт был в новинку. 
 
Кропотливый труд
 
Сегодня, держа в руках учебник, Наталья Черкес осознает, какой это был кропотливый труд и колоссальная ответственность. Сложностей хватало. Например, по ходу написания несколько раз менялась программа преподавания русской литературы в 9 классе. В программу включили творчество Ивана Бунина. Автор посвятила ему целый раздел, а потом его исключили из программы. То же самое было с Максимом Горьким. Труд оказался напрасным. 
 
Сложнее всего, признается Наталья Ивановна, далось написание раздела, посвященного поэзии ХХ века. 
 
 В этом периоде быачимых ило много знмен – Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Иосиф Бродский… Все как один – яркие личности, – рассказывает автор. – Старалась найти какие-то интересные факты из их биографии, поместить хоть пару строчек из произведений, чтобы «зацепить» детей.
 
Регламент был жестким – ни строчки больше положенного. Приходилось сокращать материал, а это, признается автор, оказалось самым сложным. 
Временные рамки сдачи тоже были строгими. Наталья Черкес – человек пунктуальный, любую работу любит выполнять в срок. Поэтому не считалась с личным временем, работала каждый день, в отпуске и даже по ночам. Благо муж и дочки относились с пониманием, всячески поддерживали и, конечно, гордились. Как, впрочем, и коллеги, ученики. Несмотря на то, что писала учебник, Наталья Черкес по-прежнему вела уроки в школе, готовила учеников к централизованному тестированию, олимпиадам, с ними участвовала в научных конференциях. 
 
За время работы над учебником было много рецензий, порой мнения у рецензентов были разные на одни и те же вещи. Но в большинстве случаев, автору удавалось отстоять свою точку зрения. 
 
Главное – заинтересовать
 
Прежде чем взяться за написание учебника, Наталья Черкес предположила, что будет интересно девятиклассникам. Вспомнила, что сама хотела читать, когда училась в 9 классе. Как педагог, Наталья Ивановна любит давать детям на уроке «живой» материал, который не оставляет их равнодушными. Такой же «вкусной начинкой» постаралась наполнить учебник. Стремилась, чтобы язык был доступен и понятен, а задания – максимально приближены к жизни. В пособие вошли фотографии автора, сделанные в значимых литературных местах Москвы, Санкт-Петербурга – у памятника Пушкину…
 
Своей работой автор довольна: приложила максимум усилий, вложила душу. Говорит, это был очень полезный и интересный опыт. Удалось расширить кругозор, познакомиться с интересными людьми. Сама Наталья Черкес по своему учебнику в этом году не работает, так как не ведет уроки литературы в 9 классе. Зато с нетерпением ждет оценки учителей литературы, школьников и их родителей.
grodroo.by © 2019 Все права защищены
Mы в соцсетях:
Регистрационный номер: 4141101368
Яндекс.Метрика