Опасное вождение: пункт ПДД и какой штраф в 2023 году?
Автомобильная общественность России в конце января 2017 года с удивлением узнала, что в первом чтении Госдума приняла проект закона «Об опасном вождении».
В таблице штрафов должна появится новая статья КоАП под номером 12.38, согласно которой за опасное вождение на водителя будет накладываться штраф в размере 5 000 рублей.
Но на данный момент никакой штраф за опасное вождение в 2023 году не предусмотрен.
Многие депутаты уже начали вносить свои поправки и предложения:
- штраф заменить лишением прав, при условии, что опасное вождение привело к ДТП, в том числе с летальным исходом;
- ужесточить наказание за повторное опасное вождение вплоть до лишения прав на неопределенный срок;
- ввести более высокие штрафы для водителей-лихачей, которые постоянно нарушают ПДД и демонстрируют опасное поведение на дороге.
В принципе, на любом новостном агрегаторе или в поисковой системе можно найти все новости с тэгом «Опасное вождение». Но, скорее всего, народные избранники ограничатся штрафом в 5 тысяч рублей.
Не исключено, что будет введен подпункт к этой статье про повторные нарушения. Некоторые из депутатов вообще предлагают лишать прав пожизненно — с одной стороны такие предложения вполне имеют право на жизнь, ведь уровень аварийности на дорогах ежегодно только повышается, несмотря на увеличение штрафов и ужесточение ПДД.
Определение понятия в ПДД
Запрет на опасное вождение вступил в силу еще восьмого июня 2016 года. В Правилах Дорожного Движения появился пункт 2.7, в котором детально расписывается данное нарушение.
До этого момента каждое из нарушений рассматривалось по отдельности.
Например, если водитель занимался стрит-рейсингом или пренебрег требованием ГИБДД про остановку и за ним происходила погоня, при составлении протокола буду рассматривать все совершенные нарушения:
- превышение скорости;
- проезд на красный свет;
- перестроение в интенсивном транспортном потоке и так далее.
Сейчас же появилось четкое определение. Полностью статью мы приводить не будем, но рассмотрим основные понятия.
Итак, опасное вождение — это нарушение, при котором водитель нарушил одновременно несколько пунктов правил дорожного движения, при этом возникла опасность как для него самого, так и для других участников дорожного движения.
Какие это нарушения:
- препятствование обгону;
- резкое торможение;
- перестроение при большой интенсивности дорожного движения;
- несоблюдение обязательной дистанции во время езды, а также боковых интервалов;
- не уступил дорогу другому автомобилю при перестроении из одной полосы в другую.
За все эти нарушения и без того предусмотрены штрафы 1500 и 500 рублей. Сейчас же инспектору не нужно будет составлять длинный список нарушенных требований ПДД, а просто описать всё коротко и ясно: «Опасное Вождение».
Условия для наложения штрафа
Чтобы максимально снизить произвол со стороны контролирующих органов, в ПДД и КоАП будут детально прописаны все те условия, при наличии которых вождение можно будет считать опасным.
Так, если водитель совершает последовательные нарушения в течение короткого промежутка времени, например быстрые перестроения из ряда в ряд, чередующиеся с экстренным торможением, то он может получить наказание по этой статье.
Если он неоднократно создает такие ситуации на дорогах, когда угрозе подвергается жизнь и сохранность имущества других участников дорожного движения. Если он нарушает требования о боковых интервалах и дистанции, то есть идет на резкое сближение с другими транспортными средствами, пешеходами или дорожными конструкциями. Этот список можно продолжить и далее.
Естественно, у опытных водителей может возникнуть ряд вопросов:
- нарушения должны следовать друг за другом?
- каков временной интервал между нарушениями?
- каким образом это все будет фиксироваться?
Представим ситуацию, когда в плотном дорожном потоке водитель нарушает правила. Мы уже рассказывали на Vodi.su о правилах перестроения в плотном потоке.
Если из-за их несоблюдения происходит столкновение — какие правила нарушены? Во-первых, водитель, очевидно, не предоставил приоритет при перестроении.
Во-вторых, он пренебрег требованиями о минимально допустимой дистанции. В-третьих, создал аварийную ситуацию.
По каждому из этих пунктов предусмотрена своя статья в КоАП. Но теперь, в случае принятия закона «Об опасном вождении», все они будут классифицироваться согласно ст. КоАП 12.
38 и на нарушителя будет наложен штраф 5 000 рублей.
Если же статья будет принята с подпунктами про повторные или систематические нарушения, то водитель может лишиться прав пожизненно (хотя имеются серьезные сомнения, что такая мера будет одобрена).
В любом случае, закон еще будет проходить всестороннее рассмотрение и обсуждение. Автолюбителям же можно посоветовать придерживаться правил дорожного движения, особенно в плотных транспортных потоках. В таком случае удастся избежать как серьезных денежных штрафов, так и лишения прав.
(2
Опасное вождение в правилах дорожного движения
Главная / Новости / Опасное вождение в правилах дорожного движения
Опыные и даже начинающие водители зачастую становятся слишком самоуверенными за рулем. Как результат – проявляют агрессию на дороге, допускают множество мелких (и не очень) нарушений, становятся проблемой для других автолюбителей.
Такие действия привели к появлению в ПДД нового нарушения «опасное вождение». Долгое время понятие было слишком размытым, и наказаний за плохое поведение автомобиля не было. В 2021 году ситуация изменилась.
Специалисты автошколы ТЕХНИКА рассказывают, какая ответственность за опасное вождение ждет нарушителя.
Чтобы понять, за что автолюбитель может получить штраф, разберемся с терминологией. В ПДД (пункт 2.7) дается следующее определение «опасному вождению» – это совокупность действий на дороге, связанных с невыполнением одного или ряда пунктов.
Например:
- Частое перестроение при плотном движении и при занятых полосах. Хитрый маневр еще называют «шашечки» – один водитель перемещается из ряда в ряд без видимых оснований, тем самым затрудняя путь других участников транспортного потока. Сюда относится однократное перестроение, которое создает помехи дорожному движению.
- Резкое торможение при отсутствии необходимости предотвратить ДТП. Из-за неожиданного торможения в вас может въехать позади едущий автомобиль или даже несколько, не успевая быстро среагировать. В итоге пострадают другие участники дорожного движения и вы сами.
- Несоблюдение дистанции с впереди движущимся автомобилем. Расстояние нужно рассчитать так, чтобы избежать столкновения в случае непредвиденной ситуации. Для расчета существует правило трех секунд. Выберите подходящий ориентир впереди: дорожный знак, столб, дерево, киоск и т.д. Мысленно зафиксируйте, когда едущий впереди автомобиль поравняется с ориентиром, и начинайте считать до того момента, когда выбранную точку проедете вы сами. Если прошло три секунды – значит, расстояние безопасное, если меньше – сбавьте скорость и постарайтесь слегка отстать. Три секунды выбраны неслучайно: за это время водитель успевает среагировать, перенести ногу на педаль тормоза и остановиться, не врезавшись в ТС впереди.
- Несоблюдение бокового интервала. Расстояние между ТС, движущимися попутно или по встречному направлению, должно быть безопасным, так гласят ПДД. Настоящая опасность возникает тогда, когда автомобиль или водитель мотоцикла начинает двигаться между рядами, снижая боковой интервал до минимума. Обычно это происходит в плотном транспортном потоке. Но проехать получается не всегда – вместо этого автомобиль превращается в преграду на дороге, а весь поток останавливается из-за одного нарушителя.
- Отказ перестроиться и уступить дорогу транспортному средству, имеющему законное преимущество. Например, автомобилям, которые движутся попутно, не меняя направление. Упрямство водителя приведет к помехам на дороге и даже аварийной ситуации.
- Другие агрессивные действия: подрезание, управляемый занос или дрифт.
Важно: опасной признается езда, при которой эти маневры совершены больше одного раза. Если создается реальная угроза ДТП, которая может закончиться ранениями или смертью людей, вождение посчитают опасным. А раз правонарушение относится к административным, за него полагается штраф.
Психологи выделяют несколько типов водителей, которые находятся в «зоне риска» и демонстрируют на дороге неверное поведение:
- «Учитель». Считает себя правым в любой ситуации, поэтому пытается воспитывать других водителей. Если ему не нравится чье-то поведение на дороге, он поможет резко тормозить, подрезать, прижимать к обочине.
- «Конкурент». Всегда хочет быть первым, поэтому стремится обогнать других. В ход идут любые опасные маневры: недопустимое превышение скорости, подрезание, обгон с выездом на «встречку», «игра в шашки». Нередко такие соревнования заканчиваются ДТП.
- «Каратель». Агрессивный тип – при малейшем недовольстве начинает сигналить, обгонять и подрезать другого водителя.
- «Торопыга». Не соблюдает безопасную дистанцию и боковой интервал, превышает скорость, не уступает дорогу тем, кто имеет преимущество.
- «Тормоз». Медленно реагирует, долго трогается с места, а главное, едет со слишком малой скоростью без видимой необходимости. «Заторможенное» поведение тоже может привести к аварийной ситуации.
- «Упёртый». Намеренно не пропускает другие автомобили, идущие на обгон.
С точки зрения психологии существуют десятки разных стилей вождения. Если придерживаться одной линии поведения, медленно реагировать и не уметь молниеносно подстраиваться под сложившуюся ситуацию на дороге, можно угодить в ДТП.
Уберечься от беды не так уж сложно, главное – сохранять спокойствие, холодный разум и полную концентрацию. На практических занятиях с инструктором в автошколе ТЕХНИКА вы научитесь контролировать свое поведение и психологическое состояние за рулем.
Это пригодится вам как на экзамене, так и в дальнейшем, когда станете полноправным участником дорожного движения.
Если вы все-таки любите рисковать и узнали в опасных типах водителей себя, рекомендуем ознакомиться с информацией, какой грозит штраф за опасное вождение 2021 года.
В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), скоро появится штраф за опасное вождение. Взиматься с нарушителя в РФ будет 5000 рублей. Других наказаний за такое поведение не предполагается. Пока законопроект приняли только в первом чтении, к сентябрю 2021 года планируется его доработать окончательно.
Неизвестно, как будет фиксироваться сам факт нарушения. Камеры не смогут отследить многократность повторения маневров, изменение траектории движения и оценить реальную угрозу дорожно-транспортного происшествия. Конечно, заметить последовательность агрессии сможет инспектор ГИБДД и затем составить протокол. Но насколько справедливым будет такое решение, неизвестно.
Ведь в ПДД нет четких указаний, какой должна быть безопасная дистанция, какой временной промежуток должен пройти между нарушениями и какое движение считается интенсивным. Отчасти доказать свою виновность или невиновность помогут свидетели или запись видеорегистратора.
Поэтому понятие «опасное вождение» должно получить точное юридическое определение и справедливое доказательство перед судом.
Пока вы учитесь в автошколе и не получили водительское удостоверение, вам не грозит штраф в размере пяти тысяч. Но не стоит расслабляться: из-за опасного управления учебным автомобилем вы просто не сумеете сдать экзамен на получение прав. В перечне штрафных баллов есть несколько пунктов, подпадающих под ту самую опасную езду. Например:
- не уступить дорогу ТС, имеющему преимущество;
- нарушить правила обгона;
- резко затормозить;
- не обеспечить плавность движения;
- ехать со слишком низкой скоростью и т.д.
За перечисленные нарушения инспектор назначает от 1 до 5 штрафных баллов.
На наших курсах вы подготовитесь к аттестации в ГИБДД и отшлифуете полученные навыки до автоматизма. А все вопросы, связанные с регистрацией, подготовкой документов и организованной сдачей экзамена мы возьмем на себя.
Что такое опасное вождение, и какой штраф за опасное вождение?
Если водитель невнимательно относится к дорожной обстановке, управляет автомобилем без учета плотности движения, его характера, скорости других транспортных средств, его действия квалифицируются как опасное вождение. Оно может привести к аварии, материальному ущербу, жертвам, в том числе и смертям.
https://www.youtube.com/watch?v=oRIpbddgWCg\u0026pp=ygVd0J7Qv9Cw0YHQvdC-0LUg0LLQvtC20LTQtdC90LjQtTog0L_Rg9C90LrRgiDQn9CU0JQg0Lgg0LrQsNC60L7QuSDRiNGC0YDQsNGEINCyIDIwMjMg0LPQvtC00YM_
Пункт ПДД об опасном вождении под номером 2.7 был введен сравнительно недавно – летом 2016 года. В соответствии с ним такими действиями признается управление транспортным средством таким способом и манерой, которые угрожают жизни и здоровью других участников дорожно-транспортного движения, их и другому имуществу.
Обязательное условие – неоднократное совершение таких деяний. Ответственность водителя усиливается, если он совершает подряд несколько таких действий, которые сменяют друг друга.
Под этим нарушением подразумевается определенный перечень проступков, которые указываются разными пунктами ПДД. К нему относятся следующие действия водителя:
- Не реагирование на сигналы других автомобилей, у которых есть преимущество, призывающих уступить дорогу при перестроении;
- Совершение перестроения в обстановке интенсивного движения;
- Намеренное препятствие действиям другого водителя, который пытается обогнать;
- Внезапное торможение транспортного средства, если оно не продиктовано попыткой избежать аварии;
- Отсутствие нормальной или указанной на дорожных знаках дистанции с впереди движущимся автомобилем. В полной мере касается и соблюдения боковых интервалов с машинами, которые следуют справа и слева.
Кроме того, таким вождением признается езда по тротуару, частые перестроения между рядами при высокой плотности движения. Также сюда относятся ненормативная лексика в адрес других участников движения, оскорбительные жесты, угрозы и т.п.
Исчерпывающего списка нет. Поэтому под опасным движением могут пониматься любые действия, которые несут опасность другим людям, потенциально способы причинить материальный ущерб как физическим, так и юридическим лицам.
Одно из них уже было указано выше – неоднократное совершение таких деяний, которые сменяют друг друга. При этом водитель совершает:
- разные нарушения ПДД;
- одни и те же, но многократно.
Вызывает вопрос, как именно расценивать действия, которые следуют друг за другом. Какой-то конкретизации нет, поэтому он отдается на откуп сотрудникам автодорожной полиции.
Другое обязательное условие – жизни и здоровью граждан, чьему-либо имуществу существовала реальная угроза. Это тоже категория вполне размытая, объективно установить ее можно только при ДТП. В остальных случаях расценивать наличие или отсутствие этой угрозы будет как сотрудник ГИБДД, так и судья при вынесении решения.
Все это оставляет некоторые лазейки для водителей, которые могут оспорить привлечение их к ответственности за опасное вождение. В частности, они могут ссылаться и на фиксацию правонарушения, которая нередко носит субъективный характер. На это и рассчитывают адвокаты и юристы, оспаривающие привлечение нарушителя к административной, уголовной и материальной ответственности.
Важно знать! Управление автомобилем в нетрезвом состоянии также признается опасным вождением, но за такое действие предусмотрено уголовное наказание.
Сам характер вождения указывается в протоколе, подтверждается водителем, может записываться на камеру, регистраторы. Но поскольку предстоит доказать целый комплекс действий, которые характеризуют опасное вождение, отдельно взятых кадров и записей может быть недостаточно.
Штраф за опасное вождение зависит от вида нарушения, а именно:
- Не реагирование на сигналы других автомобилей, у которых есть преимущество – 500 р.;
- Совершение перестроения в обстановке интенсивного движения (подрезание) – 5 т.р.
При этом нарушитель привлекается к административной ответственности по ст.ст. 12.14—12.15 КоАП. Кроме того, штраф не заменяет и не отменяет материальную ответственность пострадавшим лицам. Если опасное действие повлекло какие-либо душевные переживания или стало причиной другого ущерба, виновное лицо привлекается к материальной или другим видам ответственности.
Наказание за опасное вождение относительно небольшое, но оно не накладывается на следующих лиц:
- Женщин с несовершеннолетними детьми или которые находятся в положении;
- Инвалидов первых двух групп;
- Несовершеннолетних;
- Военнослужащих или граждан, которые призваны на военные сборы, а также госслужащих, имеющих специальные звания (сотрудников органов внутренних дел).
Законодатель, введя понятие опасного вождения в 2016 году, продолжает обращать внимание на это правонарушение. Есть законодательные инициативы, предусматривающие лишение прав за повторное «лихачество».
Но какой бы штраф за опасное вождение не предусматривался, безопасная езда в интересах самого водителя. Ведь именно он подвергается большей опасности, ведь не всегда удается точно учесть все риски во время резких и быстрых маневров. Кроме того, нужно обратить внимание и на человеческий фактор, который усиливает эти риски.
Что такое опасное вождение и можно ли получить за него штраф
Буквально пару недель назад мы разбирались в том, что ПДД ограничивают перестроения не только при опасном вождении. Сегодня же поговорим непосредственно о самом опасном вождении. Какие маневры на дороге могут считаться опасными? И главное, можно ли получить за опасное вождение штраф, ведь его все никак не утвердят и не введут в КоАП?
Что такое опасное вождение?
Сначала разберемся с тем, что такое опасное вождение. В ПДД содержится подробная и вполне четкая, но очень длинная формулировка, которую мы для удобства разобьем на конкретные пункты. Итак, согласно пункту 2.7 ПДД, водителю запрещается опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий:
- невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
- перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
- несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
- несоблюдение бокового интервала;
- резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
Однако пункт 2.
7 дальше уточняет, что совершение всех перечисленных выше действий является опасным вождением, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Оговорка в пункте 2.
7 объясняется просто: все перечисленные в нем действия и без того запрещены Правилами: водитель не должен подрезать, резко беспричинно тормозить, препятствовать обгону, перестраиваться при интенсивном движении и так далее.
И за некоторые из этих нарушений, совершенных однократно, предусмотрено наказание. А вот неоднократное совершение этих действий, создающее угрозу для других, уже трактуется как опасное вождение.
Так можно ли получить штраф за опасное вождение?
Ответ на вопрос о штрафе прямо проистекает из предыдущего абзаца. Непосредственно за опасное вождение штраф по состоянию на конец 2022 года получить нельзя: он просто не установлен законом и не введен в КоАП.
Но это не значит, что за опасную езду вообще нельзя получить штраф: пока нет штрафа за опасное вождение, к водителям будут применяться штрафы за отдельные конкретные нарушения согласно КоАП.
Давайте уточним их по списку выше.
https://www.youtube.com/watch?v=oRIpbddgWCg\u0026pp=YAHIAQE%3D
Невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения: согласно части 3 статьи 12.14 влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия: наказание не установлено.
Несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства: согласно части 1 статьи 12.15 влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей, но на практике накладывается такой штраф только в случае ДТП из-за несоблюдения дистанции. В движущемся потоке контроль соблюдения дистанции никто не осуществляет.
Несоблюдение бокового интервала: согласно той же части 1 статьи 12.15 влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей, но и здесь наказание можно получить только в случае ДТП.
Резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия: наказание не установлено.
Препятствование обгону: наказание не установлено.
Как можно видеть, многие из нарушений, включая даже такое серьезное, как препятствование обгону, до сих пор не предусматривают наказания. Так что пока штраф за опасное вождение не введен, стоит помнить об этом на дороге, соблюдая безопасную дистанцию и следя за происходящим вокруг. К сожалению, вопрос безопасности не нарушающих – пока во многом дело самих не нарушающих.
В проекте нового коап будет штраф за опасное вождение
Как столь субъективное и размытое понятие удалось поместить в правовые рамки? Под новым термином понимаются скоростные обгоны, резкие перестроения и прочие маневры, увеличивающие риск ДТП. Однако эксперты отмечают, что в новом КоАП нет детально прописанного определения опасного вождения
Сергей Бобылев/ТАСС
Штраф за опасное вождение составит три тысячи рублей. Изменения внесены в проект нового КоАП. Под новым термином понимают скоростные обгоны, резкие перестроения и прочие маневры, которые увеличивают риски ДТП.
О том, что лихачей на дорогах пора приструнить, законодатели говорят не первый год. В последний раз — после громкого ДТП с блогером Эдвардом Билом. Проблема с инициативой всегда одна и та же: понятие «опасное» или «агрессивное» вождение — очень субъективное.
Для одних опасная езда — это банальный обгон на пустой загородной дороге, для других — резкое перестроение через три полосы без поворотников. Четкого определения нет и в новом проекте КоАП.
К тому же к этой теме субъективно подходят не только водители, но и инспекторы ДПС, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Он ознакомился с полным текстом поправок к КоАП:
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза
Чтобы проследить за агрессивным водителем, зафиксировать все перестроения и оценить обстановку сразу, нужен инспектор ДПС. К тому же его наличие на дороге дисциплинирует водителя. А инспекторов с каждым годом становится все меньше — их заменяют камерами.
Еще один момент: многие элементы опасного вождения — превышение скорости, проезд на красный свет, развороты через сплошную — и так штрафуются.
Очевидно, наши законотворцы ориентируются на опыт Европы и США, только там это работает по-другому, отмечает автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт
Того, что у нас будет подобный сдвиг в сознании инспекторов и водителей, сейчас ничего не предвещает.
ГИБДД предпочитает отслеживать конкретных блогеров-лихачей, а снижение нештрафуемого порога скорости обсуждают много лет — без особых результатов.
Загнать агрессивную езду в правовые рамки пытаются и ГИБДД, и Госдума, и Совфед, а способ был предложен еще много лет назад, вспоминает директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев:
Сергей Канаев директор Национального общественного центра безопасности движения
По словам экспертов, в новом проекте КоАП не сказано про более важные и насущные вещи, которые повлияли бы на безопасность на дорогах. Нет ни слова про средства индивидуальной мобильности — для электросамокатчиков штрафов не будет. Нет новшеств по контролю средней скорости от точки до точки. И недостаточно расшифрован пункт про наказание за телефон за рулем.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Почему в России не будут наказывать агрессивных водителей — МК
В ПДД запрет на опасное вождение появился более семи лет назад. Однако за время, прошедшее с тех пор, в российском КоАП так и не появилось никаких санкций за нарушение этого пункта правил. И вот депутаты предприняли очередную попытку устранить этот пробел.
В Госдуму внесен законопроект, дополняющий кодекс наказанием за опасное вождение. Его авторы считают, что в нем должна появиться ст. 12.18.1 — «Умышленное опасное (агрессивное) вождение». За первое такое нарушение предлагается штрафовать на 5000 рублей. А за рецидив — либо штраф до 10 000 рублей, либо лишение «прав» на срок до одного года.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что под опасным вождением подразумеваются многочисленные перестроения при интенсивном движении, несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала, резкие беспричинные торможения, препятствование обгону и прочие маневры, провоцирующие ДТП. Авторы новеллы подчеркивают, что обязательным условием для наказания за опасное вождение будет наличие видеозаписи, подтверждающей факт агрессивной езды.
— Агрессивно водить можно только умышленно. То есть сознавая противоправный характер своих действий. При этом человек предвидит их вредные последствия, а зачастую даже желает их наступления.
Из-за таких водителей происходит до 80% ДТП, а административная ответственность за подобное поведение до сих пор не установлена, — прокомментировал инициативу один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов.
Однако напомним: это уже далеко не первая попытка депутатов подкрепить норму ПДД о запрете агрессивного вождения статьей в КоАП. Но до сих пор подобные инициативы благополучно уходили под сукно. Все каждый раз упирается в то, что слишком много будет зависеть от личного умонастроения конкретного инспектора ГИБДД, которому придется выносить соответствующее постановление.
Ведь кто-то может счесть «агрессивным вождением» и простое перестроение без включения «поворотника», и резкое торможение на трассе — когда водитель, например, пропустил нужный съезд.
А для кого-то дерзкие «шашечки» между рядов на трассе — «ничего страшного, если никому не помешал».
Никуда не исчезнувшие сомнения подобного рода в адекватности квалификации агрессивного вождения делают и на этот раз малореальным появление этого понятия в КоАП.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №29068 от 12 июля 2023
Заголовок в газете: Дорожная вышивка
Штраф за опасное вождение в 2023 году
Еще с момента принятия правил дорожного движения существовала проблема с неадекватным поведением некоторых водителей на дороге, которое как бы не нарушает действующие правила, но при этом создаёт явную опасность дорожному движению. Последние несколько лет на законодательном уровне планировали ввести понятие и Штраф за опасное вождение.
В 2016 году проект был внесен на рассмотрение в законодательный орган, где и был утвержден. В связи с этим уже в 2016 году в правила дорожного движения было внесено изменение, вносящее в пункт 2.7 понятие опасного движения.
В том же году на рассмотрение было внесено предложение о добавлении новой статьи в административное законодательство, в которой должна была быть установлена ответственность.
Этот законопроект был одобрен в первом чтении, но на сегодняшний день он все еще не вступил в силу.
Что признается опасным вождением
Закрепленное в ПДД определение вполне исчерпывающие и содержит широкий перечень действий. Согласно определению, под опасным вождением следует понимать многократное выполнение водителем целого ряда действий.
К ним следует относить:
- любые движения, причиняющие ущерб имущественного или материального характера, а также создающие потенциальную угрозу возникновения вреда. Сюда относится как повреждение самих автомобилей, так и их грузов;
- маневры, ставящие под угрозу безопасность дорожного движения, а также способные причинить вред жизни и здоровью остальных участников дорожного движения.
На практике конкретный перечень опасных действий просто огромен, поэтому в определение не дано их перечисление. Однако благодаря такому обобщению квалифицировать как опасную езду можно довольно большой список движений.
Важно отметить, что причиненный ущерб, либо же его вероятность должна быть действительной и реальной в жизни. Это означает, что непосредственно действия водителя должны или могут спровоцировать какие-либо неблагоприятные последствия. Потенциальные и воображаемые трудности остальных участников дорожного движения не могут служить основанием для признания опасного вождения.
Что может считать агрессивным вождением
Исходя из данного законодателем определения, можно составить примерный перечень действий, признаваемых как опасная езда.
На дороге наиболее распространены следующие из них:
- отказ в предоставлении преимущества другим водителям, когда это необходимо, а также полное игнорирование правил. Например, перестроение без включенного сигнала поворотник на крайне близкой дистанции, а также завершение подобного маневра с подрезанием другого автомобиля;
- непредставление преимущества при обгоне, либо создание препятствий водителю, планирующему начинать манёвр. Например, специальный выезд перед обгоняющим;
- так называемые «шашки», когда водитель многократно и беспричинно совершает большое количество перестроений из ряда в ряд. Иногда возможен вариант с выездом на встречку;
- несоблюдение требований ПДД по минимальной безопасной дистанции. Это в первую очередь касается водителя, находящегося позади. Также требование распространяется и на боковой промежуток между автомобилями;
- резкое торможение, когда в этом нет явной необходимости.
ВНИМАНИЕ !!! Вышеперечисленный список является исчерпывающим.
Поскольку внести все действия в Закон довольно проблематично, в дальнейшем, исходя из практики и анализа, можно будет расширять определение, чтобы под ответственность можно было привлечь более широкий круг нарушителей.
Стоит отметить, что любое из вышеперечисленных действий должно совершаться водителем умышленно и целенаправленно.
Опасную езду можно охарактеризовать следующими признаками:
- это целая череда или серия движений, совершаемых водителем. Между ними должен быть минимальный или короткий промежуток во времени. Так, нарушение правил перестроение несколько раз за день в разных местах города не будет признаваться опасным вождением;
- между действиями водителя и наступившими последствиями (либо вероятностью их возникновения) должна присутствовать связь. Это означает, что вред был причинен именно из-за опасного вождения;
- на сегодняшний день считается, что «потерпевшими» от опасного движения могут быть только водители, двигающиеся в одном направлении с нарушителем. В случае выезда на полосу встречного движения, содеянное должно быть квалифицировано по целому ряду статей КоАП РФ в зависимости от совершенного деяния.
Уже имеется объяснение по вождению в состоянии какого-либо опьянения.
Несмотря на то, что с объективной стороны действия по управлению автомобилем в опьянении, а также опасное вождение схожи (поскольку внешне выглядит одинаково и вред может быть аналогичным), закон разделяет их между собой. Управление ТС в состоянии опьянения, по общему правилу, признается более опасным деянием и влечет большую ответственность.
Как выявляется опасное вождение
Предполагается, что первое время основная масса нарушений будет фиксироваться сотрудниками ГИБДД. Это связано с тем, что на сегодняшний день еще не создано устройств, способных эффективно и точно определять нарушителей в потоке.
Исходя из определения понятно, что для привлечения к ответственности необходимо собрать доказательства в полном объеме, на которых будет видно целый ряд действий водителя.
Наказать нарушителя при наличии записи только с 1 нарушением (неправильное перестроение) будет невозможно.
Нужна бесплатная консультация юриста? Звони! +7 (800) 350-56-12
Также оказывать помощь смогут и рядовые автомобилисты. Они смогут предоставлять материалы с видео доказательством непосредственно в (ГИБДД).
Главное, чтобы на видео попали все моменты, а также можно было различить государственный номер нарушителя.
Уже отмечалось, что сотрудники ГИБДД рассчитывают на активную гражданскую позицию водителей, поскольку это повысит уровень безопасности на дорогах в общем.
Ответственность за опасное вождение
Штраф 2023 сколько платить за нарушение? Как говорилось ранее, проект о введении ответственности все еще не был принят. На сегодняшний день он находится на рассмотрении в государственной думе и пока еще не ясен срок его дальнейшего утверждения. В 2016 году проект успешно прошел 1 чтение, что значительно повышает шансы на принятие.
Проект документа находится в свободном доступе и каждый может посмотреть ход его продвижения. Изучив актуальную редакцию, можно увидеть, что планируется добавление новой статьи в административный Кодекс, в которой будет установлена ответственность за опасное вождение.
ВНИМАНИЕ !!! Предполагаемая Санкция будет выражаться в наложении штрафа 5 тысяч рублей. Ужесточение ответственности, также, как и ограничение в праве управления транспортным средством не предусмотрено.
Поскольку невозможно точно определить график работы государственной думы, еще рано говорить, когда вступит в силу закон. Можно точно утверждать, что это произойдет не ранее лета, поэтому все слухи о том, что инспекторы уже начали накладывать штрафы за опасное вождение являются ложью.
Отмена наложенного взыскания
Поскольку закон еще не принят, нельзя точно говорить о процедурах по отмене наложенного взыскания. Естественно, что в первое время будет совершаться много ошибок. Это будет происходить до того момента, пока не будет выработана судебная практика, а также не даны разъяснения сотрудникам ГИБДД.
Порядок обжалования во многом будет зависеть от конкретной санкции. На сегодняшний день не предполагается лишать водителей права на управление, поэтому применять наказание будут инспектора. Если добавят возможность по ограничению права управления, то все дела будут рассматриваться в судебном порядке.
Сегодня уже применяется штраф за несоблюдение дистанции водителем. Такие действия, совершаемые многократно могут быть признаны опасным вождением. Поэтому процедуру можно использовать аналогичную этой статье. За несоблюдение дистанции предусмотрен штраф 1500 рублей.
ВАЖНО !!! Для того, чтобы его оспорить потребуется наличие доказательств в виде записи, либо фотографий, а также поданное заявление. Его можно направить как инспектору, так и в суд.
Практика по этим делам исходит из того, что правонарушением считается совершенным только после наступления последствий – после столкновения автомобилей. В 9 из 10 случаев будет виновен водитель, находившийся позади, поэтому шансов обжаловать наложенный штраф практически нет, но такая возможность предусмотрена.