Могут ли ГИБДД проверять люфт руля, тормоза, двигатель?
Государственные органы РФ в очередной раз подготавливают некоторые доработки, которые будут вноситься в имеющиеся ПДД.
В результате, совсем скоро сотрудники ГИБДД могут получить новые поводы для оформления протоколов и выписывания штрафов.
После того, как Правила дорожного движения будут обновлены, список неисправностей может значительно пополниться. Могут также поменять требования к тонировке стекол.
Если верить предварительной информации, то автомобилистам не стоит ждать каких-то серьезных изменений в Правилах. Правки будут затрагивать только проверку разных систем, узлов и агрегатов. Заметим, что это касается техрегламента. Соответственно, проводить проверки по-прежнему можно будет только на специальном оборудовании, а не на дороге.
Есть ли право у сотрудников ГИБДД проверять авто на дороге. Каждое допустимое действие сотрудника ГИБДД указано в регламенте. Здесь только 4 случая, при которых инспектор имеет право остановить транспортное средство с неисправностями:
- на транспорте есть видимые повреждения;
- транспорт является участником ДТП;
- есть ориентировка на транспорт в угоне;
- проводится рейд.
Однако, сотрудник может остановить транспортное средство и по другим причинам, а в ходе проверки найти неисправность.
В таком случае возникает вопрос — есть ли у него право прямо на дороге провести техническую проверку автомобиля? Каждому автомобилисту полезно знать, что инспектор не имеет право специально выискивать неисправности и дефекты.
Он может указать только на те, которые заметны невооруженным глазом. Кроме того, для подтверждения неисправности у него должен быть при себе соответствующий прибор.
Может ли отправить на штрафстоянку. Порой инспектор может угрожать, что отправит автомобиль на штрафстоянку за то, что у него плохо работает тормозная система или наблюдается сильный люфт в руле. В такой ситуации главное не теряться и знать свои права. Нужно указать сотруднику ГИБДД, что это только его умозаключение, которое не подкреплено никакими доказательствами.
Чтобы установить, что транспортное средство имеет проблемы с тормозной системой, нужно провести специальную экспертизу и получить заключение, и только после этого автомобиль может отправляться на штрафстоянку. Без заключения сотрудник ГИБДД не имеет права эвакуировать авто. Единственное, что может сделать инспектор, выписать штраф в размере 500 рублей или сделать предупреждение.
Однако, бывают ситуации, когда невозможно отделаться только штрафом. К примеру, эксплуатировать транспортное средство нельзя, если не горят фары или задние габариты. Во время дождя запрещено передвигаться на автомобиле, если не работают дворники. Если автомобилист может решить проблему на месте, то ему будет позволено передвигаться дальше.
Итог. В ПДД не ожидается больших изменений. Однако, некоторые правки будут внесены в неисправности, при которых нельзя эксплуатировать авто.
Могут ли ГИБДД проверять техническое состояние автомобиля на дороге?
За техническое состояние автомобиля ответственность несет водитель. Согласно Правилам, каждое утро, хлебнув кофейку, водитель перед началом поездки обязан проверить его на отсутствие неисправностей, при которых запрещена эксплуатация. Если хотя бы одна неисправность обнаружена, выезжать с места стоянки нельзя. Но что, если неисправность возникла в пути? Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять техническое состояние машины, такие как люфт рулевой рейки, состояние тормозов, двигателя и другие неисправности? В каких случаях они это могут делать, что будет за определённые неисправности и когда можно ехать до места стоянки или автосервиса?
Право инспектора проверить техническое состояние – что говорит закон 2019 года?
Список данных неисправностей на 2018 год содержатся в двух документах:
- Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации.
- Приложение №8 к Техническому регламенту О безопасности колесных транспортных средств.
Второй список более широкий, статус Технического регламента выше, чем Основных положений, да и принят Технический регламент позже. Теоретически и ГАИ, и водители, должны руководствоваться именно им по части технического состояния машины.
Для приведения двух документов в соответствие еще 3 года назад подготовлены поправки в ПДД, которые так и остаются под сукном. Зная энтузиазм чиновников, который просыпается исключительно перед новым годом, вполне возможно, что соответствующие поправки все-таки будут приняты к концу года с последующим принятием поправок в КоАП.
А пока наказывают только за неисправности, которые упомянуты в Основных положениях по допуску, кроме тонировки, требования к которой прописаны в Техническом регламенте.
Фактически указанную обязанность по проверке по утрам люфта рулевого колеса, исправности мотора, тормозов своего автомобиля никто не выполняет – имеет место повальное нарушение ПДД.
С одной стороны это и невозможно. Например, как проверить, что стояночный тормоз удерживает автомобиль с полной нагрузкой на уклоне 16%? Каждое утро искать уклон 16%, загружать автомобиль мешками с песком, дергать ручник и смотреть: покатится автомобиль или нет? Или прикупить стенд по проверке тормозов?
- Проверить люфт в рулевом управлении, который не должен превышать 10°, без приборов можно, но необходимой точности измерения не получить.
- Проверить чистоту выхлопа двигателя без приборов тоже невозможно.
- А вот сношены ли колеса до индикаторов износа проверить легко, как, впрочем, легко убедиться в отсутствии подтеков из двигателя, коробки, редуктора и других узлов.
Ещё на AutoLex.Net:
Развод ГИБДД: снова «встречка», но с подменой понятий
Когда могут, а когда не могут проверять неисправности?
- Инспекторы ГАИ достаточно прохладно относятся к контролю технического состояния автомобиля.
- Все дело в том, что четкого описания процедуры нет, и инспектору остается только импровизировать, маскируя свои действия, которые якобы соответствуют закону.
- В полном соответствии с Административным регламентом ГИБДД инспектор может остановить водителя в 4 случаях:
- Визуальное обнаружение признаков неисправностей, попадающих под ст.8.23 и 12.5 КоАП.
- Участие транспортного средства в ДТП.
- Наличие ориентировок по ДТП, угону, преступлениям и т.д.
- Проведение мероприятия по распоряжению руководства.
Если инспектор увидел неисправность после остановки, например, для проверки документов, он также может проконтролировать техническое состояние автомобиля.
И здесь обращаю внимание: если автомобиль в ДТП не участвовал, ориентировок и мероприятий нет и не проводятся, то инспектор не имеет права на какие-либо действия по обнаружению неисправностей. Например, нельзя требовать от водителя включить задний противотуманный фонарь, чтобы проверить, работает он или нет.
Должен ли я открыть капот, поднять стекло и участвовать в проверке?
Нет. У водителя нет обязанности участвовать в проверке технического состояния.
Для определения порядка проведения проверки технического состояния разработан соответствующий административный регламент. Как любой другой регламент он должен содержать права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), естественно, установленные законом. Но в данном регламенте никакие обязанности водителей не приведены.
Однако, Верховный суд в определенных ситуациях встает на сторону инспекторов ГАИ. Например, за отказ поднять стекло со стороны водителя для проверки его светопропускания, водителя привлекли по ч.1 ст.
19.4 КоАП за неповиновение распоряжению должностного лица. Впрочем, с тех пор приняты новые нормативно-правовые акты, и вполне возможно, что в 2019 году подобное решение Верховный суд вряд ли бы вынес.
Что сделает инспектор, если неисправность обнаружена?
Он привлечет водителя по ч.1 ст.12.5 КоАП со штрафом 500 рублей, и его отпустит на все четыре стороны, так как неисправность обнаружена в пути. Но такой подход инспекторов к наказанию за неисправность не отвечает требованиям закона.
Если водитель проверил состояние автомобиля перед выездом, то к нему не может быть претензий.
- Во-первых, о том, что неисправность возникнет в пути, при выезде со стоянки он не знал, и не мог знать. То есть, в действиях водителя нет вины.
- А если в дороге водитель и обнаружил неисправность, то он в соответствии с ПДД может двигаться к месту стоянки или ремонта. То есть движение в автомастерскую или к себе домой после обнаружения неисправности в пути вообще не образует событие правонарушения.
Самый яркий пример – перегоревшая в фаре лампочка. Если водитель проверил работоспособность фары до выезда с места стоянки, а лампочка перегорела в дороге, то наказывать водителя при движении к месту стоянки или ремонта не за что.
Другой пример – разбитая в ДТП фара. Доехать с разбитой фарой к месту стоянки или ремонта можно, а разъезжать по городу уже на следующий день с неисправной оптикой – запрещено. А так как неисправность возникла не в пути, водителю остается только вызвать эвакуатор или съездить купить новую фару и заменить ее на месте.
Про люфт руля
Но есть одна неисправность, которую очень любят инспекторы – рулевое управление.
Если имеют место неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение (тормоза, рулевое управление, сцепное устройство в составе автопоезда), то при попытке начать движение водителя не просто привлекут к ответственности по ч.2 ст. 12.5 КоАП, но и отправят автомобиль на штрафстоянку.
Без тормозов ни один нормальный водитель не поедет, сцепное устройство – только на автопоездах. А рулевая рейка – вот она! И если рулевое управление немного люфтит, то водителя можно припугнуть отправкой автомобиля на спецстоянку – отличный повод для «разводов».
Но как инспектору «докопаться» до водителя, если визуально люфт в рулевом управлении не обнаруживается?
Да очень просто: давайте-ка, товарищ водитель, проведем осмотр. А заодно при открытом капоте подергаем рейку. Опаньки, товарищ водитель, люфт! На специализированную стоянку!
Что делать?
- Во-первых, проведение осмотра с целью обнаружения неисправности незаконно, и в свое время данная норма по требованию Верховного суда была убрана из Административного регламента ГИБДД.
- Во-вторых, необходимо установить, что люфт в рулевом механизме превышает 10°.
Если у инспектора верная рука и меткий глаз, возражать не следует. Попросите сертификат на глаз и руку.
- В-третьих, водитель проверял люфт до выезда с места стоянки. То есть до измерений, проведенных инспектором, водитель не знал, и не мог знать, что люфт превышает 10°.
Другими словами, в том, что водитель управлял неисправным автомобилем, вины водителя нет.
- В-четвертых, даже если водитель ничего не проверял, то есть понадеялся, что все хорошо, то имеет место вина в форме неосторожности, а наказание по ч.2 ст.12.
5 КоАП и перемещение автомобиля на специализированную стоянку возможно, только если имеет место вина в форме умысла. Например, если педаль тормоза провалилась полностью или вместо руля на шлицы кувалдой забит какой-то рычаг, то вина в форме умысла имеет место.
- В-пятых, причину задержания водитель может устранить на месте – вызвать свой эвакуатор или пригласить автомеханика.
Ещё на AutoLex.Net:
Езда без прав после лишения прав в 2019 году
https://www.youtube.com/watch?v=1GIF-AI7oK4\u0026pp=ygVk0JzQvtCz0YPRgiDQu9C4INCT0JjQkdCU0JQg0L_RgNC-0LLQtdGA0Y_RgtGMINC70Y7RhNGCINGA0YPQu9GPLCDRgtC-0YDQvNC-0LfQsCwg0LTQstC40LPQsNGC0LXQu9GMPw%3D%3D
Естественный вопрос, как в домашних условиях проверить люфт руля?
Попросите у жены самый простой швейный метр. Подходите к автомобилю и измеряете длину окружности руля. Например, намеряли 1180 мм. Такая длина приходится на 360°. Тогда на 10° приходится 1180*10/360 = 33 мм.
- Крутите рулевое колесо вправо, пока передние колеса не отреагируют на движения руля.
- Вверху карандашом или мелом на рулевом колесе делаете метку.
- К козырьку над панелью приборов скотчем или пластырем из аптечки крепите стержень от авторучки или какую-нибудь щепку напротив метки.
- Слева от метки делаете новую метку на расстоянии 33 мм от правой.
- Если колеса отреагируют на движение рулем влево до того как напротив стержня появится левая метка, то люфт меньше 10°.
Вот вам и решение проблемы!
Если инспектор обнаружил люфт в рейке, то вы с чистой совестью в протоколе описываете данный алгоритм, доказывая, что в домашних условиях вы могли проверить люфт рулевого механизма, и, следовательно, до выезда с места стоянки убедиться, что он не превышает 10°. И если сейчас люфт больше 10°, то вы об это не знали, и не могли знать.
Видео
Таблица штрафов за неисправность автомобиля
Любая неисправность в автомобиле опасна и является потенциальной причиной ДТП Мелкая неисправная деталь может привести к травмированию или смерти водителя, пассажиров, пешеходов, других участников дорожного движения. Поэтому эксплуатация неисправного авто запрещена (ПДД), а сотрудники ГИБДД штрафуют автовладельцев, если обнаружат в машине неисправность.
Штраф ГИБДД за неисправность машины
ГИБДД не разделяет поломки на мелкие и крупные или на важные и второстепенные. Все неисправности считаются потенциально опасными и разделяются на два типа (2.3.1 ПДД):
- исключающие движение транспортного средства при определенных условиях (например, видимость менее 300 метров, дождь, снег, гололед) – поломки тормозов, рулевого управления, сцепного устройства, световой оптики, стеклоочистителей;
- полностью запрещающие эксплуатацию авто – прочие неисправности, создающие угрозу безопасности на дороге.
При обнаружении неисправностей первого типа, инспектор ГИБДД имеет право оштрафовать автовладельца на 500 рублей (12.5 КоАП), отогнать машину на обочину и потребовать устранить поломку. Если это невозможно, водитель должен вызвать мобильную ремонтную бригаду или эвакуатор для доставки авто на СТО.
При обнаружении поломок второго типа, сотрудники Госавтоинспекции имеют право отправить транспортное средство на штрафстоянку. Водителю придется уплатить штраф и услуги эвакуатора и штрафстоянки. Ремонт придется производить по месту ареста машины или эвакуировать ее на станцию техобслуживания.
Важно! Сотрудники ГИБДД не определяют степень повреждения – они не располагают диагностическим оборудованием в процессе дорожного рейда. Решение о штрафе и необходимости отправить авто на штрафстоянку принимается инспекторами на свое усмотрение 0 при явных признаках неисправного и потенциально опасного для движения авто.
Неисправности автомобиля, за которые могут выписать штраф
Штрафы за неисправности автомобиля во время дорожного движения – это административное нарушение (12.5 КоАП), которое обязательно наказывается и протоколируется (3.4 КоАП), а машина обязательно должна быть остановлена до устранения поломки.
Неисправна тормозная система
Автомобиль будет остановлен, если инспектор обнаружит протечку тормозной жидкости.
Штраф также положен, если тормозные камеры не держат воздух, некорректно срабатывает педаль или стояночный тормоз, не работает манометр тормозного привода или АБС.
Штраф составит 500 рублей (кроме стояночного тормоза в составе автопоезда или сцепки), а машина будет отправлена на штрафстоянку, если водитель не сможет исправить поломки на обочине.
Неисправно рулевое управление
Автовладельца оштрафуют на 500 рублей, если рулевое колесо имеет недопустимый люфт (более 10°), либо неисправен усилитель руля, что ведет к запаздыванию рулевого управления при маневрах на дороге. Обычно на месте починить такую неисправность невозможно, и машина будет отправлена на штрафстоянку.
Неисправности световой оптики
Штраф составит 500 рублей, если в автомобиле будет неисправна хотя бы одна фара или габарит (горит с перебоями или не горит вообще), а также если фары будут гореть красным цветом (разрешены только белые, желтые и оранжевые, для ходовых огней – белые). Неисправные фары будут штрафоваться только при видимости менее 300 метров (ночное время или плохая погода), за нарушение цветности – эвакуация на штрафстоянку.
Неисправности стеклоочистителей
Штраф в размере 500 рублей будет выписан при неисправности форсунок стеклоомывателей или щеток стеклоочистителей. Но только в том случае, если автомобиль остановлен на дороге во время дождя или снегопада.
Неисправности колес
Штраф в размере 500 рублей будет выписан, если на автомобиле установлены разные покрышки – зимние и летние (нечетно), с шипами и без шипов, старые и новые, морозостойкие/неморозостойкие, а также если на одной оси будут установлены шины разных размеров, моделей, конструкций, протекторов.
Неисправности глушителя
Если глушитель сильно дымит (нарушена герметичность вентиляционной системы картера) или шумит, инспектор имеет право оштрафовать водителя на 500 рублей. Машина может быть отправлена на штрафстоянку.
Неисправности спидометра
Если автомобиль остановлен за превышение скорости, инспектор имеет право проверить исправность спидометра. Если он неисправен (а также если неисправен тахограф), то дополнительно за это будет выписан штраф в размере 500 рублей.
Поломка номерного знака
Если государственный регистрационный знак на автомобиле сломан, помят, закрыт или установлен в неположенном месте (должен быть на середине бампера), инспектор ГИБДД имеет право оштрафовать водителя на 500 рублей.
Неисправность ремня безопасности
Если ремень из-за поломки провисает, не регулируется, надорван или не застегивается, штраф составит 500 рублей, а машина может быть отправлена на штрафстоянку.
Неисправность | Размер штрафа | Дополнения | Исключения |
Тормозная система | 500 рублей | Авто могут отправить на штрафстоянку, если водитель не может устранить поломку на месте | Кроме стояночного тормоза |
Рулевое управление | 500 рублей | Авто в обязательном случае отправят на штрафстоянку. | — |
Световая оптика | 500 рублей | Авто отправят на штрафстоянку | При видимости менее 300 метров |
Стеклоочистители | 500 рублей | Авто остановят и заставят устранить неисправность | При дожде или снегопаде |
Колеса | 500 рублей | Автомобиль остановят и заставят устранить неисправность или отправят на штрафстоянку | Кроме приспущенных шин (не штрафуется), которые можно подкачать компрессором на месте |
Выхлопная система (глушитель) | 500 рублей | Автомобиль остановят и оштрафуют | Штрафстоянка – на усмотрение инспектора ГИБДД |
Спидометр, тахограф | 500 рублей | Автомобиль остановят, оштрафуют и отправят на штрафстоянку | — |
Номерной знак | 500 рублей | Автомобиль оштрафуют и заставят исправить недостатки на месте | Эвакуация – на усмотрение инспектора ГИБДД |
Ремень безопасности | 500 рублей | Автомобиль будет оштрафован и отправлен на штрафстоянку | — |
Важно! Сотрудники ГИБДД, при обнаружение опасных неисправностей авто на дороге должны обязательно составить протокол и выписать штраф. Отправка машины на штрафстоянку – на усмотрение автоинспектора и в случаях, если устранить поломку на месте невозможно. Кроме того, может быть аннулирована регистрация транспортного средства.
- Почему за небольшие поломки выписывают штраф?
Следует понимать, что 500 рублей – штраф символический.
Фактически, это предупреждение автовладельца об угрозе ДТП, и неисправность лучше устранить как можно быстрее, так как штрафы за минимальную аварию составят минимум 5.0о0 рублей с лишением водительских прав на 1.
5-2 года, ДТП средней тяжести обойдется в 20.000 рублей, а травматизм или смерть участников дорожного движения – это уголовные статьи с лишением свободы на 3-15 лет.
- Как заплатить меньше за неисправный автомобиль?
Штрафы ГИБДД за неисправности авто подпадают под льготное право оплаты. Если вы оплатите штраф в течение первых 20 дней с момента получения уведомления и воспользуетесь онлайн-оплатой через портал «Госуслуги», то сможете выполнить платеж со скидкой 50%.
- Можно ли не платить штраф за неисправности авто?
На оплату штрафа у автовладельца по закону есть 60 дней с момента составления протокола.
Если вы не уложитесь в этот срок, сумма штрафа удвоится, а дело будет передано судебным приставам, которые откроют исполнительное производство и приступят к принудительному взысканию суммы штрафа.
У вас будет еще 5 суток с момента уведомления об открытии производства на добровольную оплату. Далее ваши счета могут быть арестованы, имущество описано. А сами вы потеряете право выезда за границу до полного погашения задолженности.
- Насколько высока вероятность того, что инспектор ГИБДД обнаружит неисправность авто?
Сотрудники Госавтоинспекции не располагают диагностическим оборудованием для определения технического состояния транспортного средства.
Поэтому они могут определить либо визуально открытые поломки (фары, стеклоочистители, номерные знаки), либо заметить, что ваше авто движется, маневрирует или тормозит некорректно.
Наибольшее внимание ГИБДД уделяет грузовому транспорту и пассажирским автобусам, легковые же авто могут обратить внимание инспекторов обычно случайно.
В заключении следует отметить, что штраф за неисправный автомобиль – это мера, скорее, предупредительно-воспитательная: лучше заплатить 500 рублей и услуги эвакуации, чем попасть в тяжелое ДТП с жертвами и лишением свободы на 15 лет. Но и имеющихся мер обычно достаточно для того, чтобы дисциплинированный автовладелец занялся обслуживанием и ремонтом своего транспортного средства.
Обновленные ПДД: что надо отвечать инспектору — журнал За рулем
Сергей Смирнов, автоюрист
В обновленных ПДД станет длиннее список неисправностей, с которыми нельзя эксплуатировать автомобиль. Появится запрет на использование резины не по сезону. Нельзя ездить, если не работают омыватели и автокорректоры фар, негерметична система гидроусилителя руля, отсутствуют противосолнечные козырьки, в фарах установлены нештатные лампы.
Изменятся требования к тонировке. Если сейчас допустимый правилами уровень светопропускания передних стекол составляет не менее 75%, то по новым требованиям — не менее 70%.
Изменения вызваны тем, что Минтранс решил привести Правила в соответствие с техническими стандартами. Сейчас ПДД ссылаются на старые ГОСТ Р 51709-2001 (по транспортным средствам) и ГОСТ 5727–88 (по стеклам).
Однако еще в 2016 году был принят межгосударственный технический стандарт ГОСТ 33997–2016 (его подписали все страны Евразийского экономического союза), который в нашей стране начал действовать с февраля 2018 года.
Однако в тексте ПДД этот стандарт почему-то до настоящего момента не был учтен.
Что нас ожидает?
Глобально ничего не изменится. Правила остались прежними. Скорректировали лишь список проверяемых систем, узлов, агрегатов автомобиля (об этом можно прочитать здесь) и процедуру проверки переписали в соответствии с техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Но этот документ касается специалистов, занимающихся техническим осмотром автомобилей. Ведь только на специально оборудованных постах можно проверить, соответствует ли машина всем требованиям.
А на дороге будут проверять?
Инспектор ДПС руководствуется Административным регламентом, который утвержден Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017 г. В нем указаны четыре случая, когда инспектор ДПС может остановить автомобиль с неисправностями или повреждениями:
- инспектор увидел неисправность;
- автомобиль участвовал в ДТП;
- имеются ориентировки по аварии, ДТП или угону;
- организованные рейды.
Понятно, что инспектор может остановить автомобиль под любым иным предлогом и уже в ходе проверки документов обратить внимание на неисправность. Возникает резонный вопрос: может ли сотрудник ДПС проводить проверку технического состояния транспортного средства?
Во-первых, специально выискивать неисправность он не имеет права. Только если она видна «невооруженным глазом» (например, негорящая фара).
Во-вторых, чтобы подтвердить подозрения по видимой неисправности, у инспектора должны быть специальные средства измерения, а в некоторых случаях еще и знания автомобильного инженера.
Согласитесь, что установить, удерживает ли тормозная система машину на уклоне в 16 градусов или проверить люфт рулевого колеса возможно только при наличии специального оборудования.
А откуда оно у сотрудника ДПС?
На штрафстоянку отправят?
Как быть, если инспектор угрожает отправить автомобиль на штрафстоянку из-за того, что якобы слишком большой люфт в рулевом или неисправны тормоза?
Напомните полицейскому, что это лишь его предположение, которое надо подкрепить результатами технической экспертизы. Иначе оснований для составления протокола и тем более эвакуации автомобиля на штрафстоянку нет. Никаких проверок «на глаз» быть не может.
https://www.youtube.com/watch?v=1GIF-AI7oK4\u0026pp=YAHIAQE%3D
Если инспектор обнаружил очевидную неисправность, то наказание за это предусмотрено частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа 500 рублей. Но в некоторых случаях одним только штрафом отделаться не удастся.
Движение с негорящими фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, а также с недействующим со стороны водителя стеклоочистителем во время дождя или снегопада запрещено, но эвакуация не предусмотрена. Если неполадку устраните на месте (поменяете лампу) или она сама устранится (дождь закончится), можете ехать дальше. Если для замены лампы надо разобрать половину автомобиля и на обочине это не сделаешь — везите машину на эвакуаторе в сервис.
Есть и другие неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, но ПДД позволяют проследовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. К таким относятся неработающий стеклоомыватель и стеклоочиститель со стороны пассажира, шины с повреждениями или остаточной высотой протектора меньше 1,6 мм, нарушенная система выпуска отработавших газов.
Получается, что с принятием новых поправок ситуация на дорогах кардинально не изменится. Вряд ли инспекторы бросятся проверять, не отвалился ли у вас в пути солнечный козырек и не потухла ли лампа в противотуманном фонаре. А здравомыслящий человек и так не будет ездить с неисправными тормозами и с резиной не по сезону — это обойдется намного дороже, чем штраф 500 рублей.
- Напомним, общественное обсуждение изменений в перечень неисправностей продлится до 16 октября. Постановление должно вступить в силу с 1 июня 2021 г.
- Использовать возможности автомобиля на все 100% помогут специальные аксессуары наподобие автобагажников, креплений для перевозки велосипедов, корзин и автобоксов. Все это и на лучших условиях предлагает наш интернет-магазин.
Может ли сотрудник ГИБДД эвакуировать автомобиль за выдуманный люфт руля
Мало кто знает, но любой сотрудник ДПС может в любой момент оформить штраф и эвакуировать практически любой автомобиль на штрафстоянку. Портал «АвтоВзгляд» рассказывает, как это происходит на дороге.
Проверить люфт руля — довольно популярный «развод» водителя со стороны придорожных «оборотней в погонах». Сотруднику достаточно покрутить баранку остановленного авто, нахмурить овал лица и громко объявить, что она, якобы, люфтит.
Далее начинается разговор про штраф и вызов полицейского эвакуатора для «неисправной» машины.
Но потом служивые «с трудом» соглашаются на уговоры ошалевшего от перспективы эвакуации водителя и отпускают его на все четыре стороны — за неофициальную материальную помощь, разумеется.
Интернет полнится советами «бывалых» о том, как отшить гаишника, если он «докопался» до люфта руля вашей машины. Они, как правило, сводятся к тому, что сотрудник ГИБДД, якобы, не имеет права этого делать. Но это не так!
Для начала — про люфт руля. Согласно Техническому регламенту, у исправной машины он не должен превышать 10º. Пункт 2.3.1 ПДД запрещает движение ТС с неисправным рулевым управлением. Статья 12.
5 КоАП РФ грозит за это штрафом 500 рублей, а инспектор ДПС, обнаруживший неисправное авто, обязан прекратить его эксплуатацию, отправив на штрафстоянку.
Вышеозначенные «знатоки» из интернета утверждают, что гаишник не имеет полномочий и квалификации, чтобы определить величину люфта рулевого управления прямо на дороге. Следовательно, эвакуация и штраф по 12.5 КоАП незаконны.
На самом же деле, еще несколько лет назад, когда дорожная полиция открыла повсеместную охоту на любителей «колхозного ксенона» и тотальной тонировки, инспекторов ДПС в массовом порядке «прогнали» через курсы инспекторов технадзора. После этого они получили официальное право оценивать техническое состояние машин.
Да, «на глазок» отличить люфт в 9º от люфта в 11º сложно.
Но если у полицейского «есть основания полагать», то, как показывает отечественная судебная практика по административным делам в отношении автомобилистов, точность измерения полицейского глаза становится как у электронного микроскопа. Поэтому в реальной жизни оставить человека без машины за люфтящий руль гаишник вполне может. Даже если руль этот на самом деле в порядке.
https://www.youtube.com/watch?v=bshZx_tn3EQ\u0026pp=ygVk0JzQvtCz0YPRgiDQu9C4INCT0JjQkdCU0JQg0L_RgNC-0LLQtdGA0Y_RgtGMINC70Y7RhNGCINGA0YPQu9GPLCDRgtC-0YDQvNC-0LfQsCwg0LTQstC40LPQsNGC0LXQu9GMPw%3D%3D
Оспорить волюнтаристское решение служивого об отправке машины на штрафстоянку можно будет только потом — через суд и назначенную им техническую экспертизу рулевого управления. Муторно и долго, но иного пути нет.
Самое отвратительное в этой ситуации то, что служивому за его «ошибку» не грозит ровным счетом ничего — разве что начальник поругает или премии лишит. Даже компенсации за моральный вред с него толком не получишь.
Сталкиваем лбами две противоположности Сталкиваем лбами две противоположности
Могут ли ГИБДД проверять люфт руля, тормоза, двигатель?
Люфт — рулевое колесо
При ежедневном обслуживании рулевого управления проверяют люфт рулевого колеса, крепление рулевой колонки и картера рулевого механизма, состояние и крепление сошки, рулевых тяг и рычагов рулевой трапеции.
При этом же обслуживании контролируют работу ножного и ручного тормозов и рулевого управления во время движения автомобиля.
При ежедневном обслуживании рулевого управления проверяют люфт рулевого колеса, крепление рулевой колонки и картера рулевого механизма, состояние и крепление сошки, рулевых тяг и рычагов рулевой трапеции. Кроме того, контролируют работу ножного и ручного тормозов и рулевого управления во время движения автомобиля.
Диагностика рулевого управления заключается в определении люфта рулевого колеса и усилия, потребного для его поворота при вывешенных колесах ( потерь на трение), а также в проверке крепления и состояния шарнирных сочленений тяг рулевого привода. Люфт рулевого колеса определяют при помощи ди-намометра-люфтомера ( рис. 102), закрепляемого на его ободе. При этом люфт рулевого колеса ( его угловое перемещение) определяют под действием силы в 1 кГ, приложенной к ободу.
При увеличенном люфте поворотной цапфы также возрастает люфт рулевого колеса.
При повышенном люфте поворотной цапфы также увеличивается люфт рулевого колеса.
Порядок проверки водительского удостоверения по базе ГИБДД
Регулирование рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130.| Стенд для разборки, сборки и регулирования рулевых механизмов. |
На поперечине 3 имеется шкала 6 для определения люфта рулевого колеса. Стенд укомплектован динамометром 4 для определения усилия поворота рулевого колеса.
Номограмма выбора нагрузки, имитирующей воздействие дороги на передние колеса. |
При ТО-1 по рулевому управлению и передней оси проверяют люфты рулевого колеса, шарниров рулевых тяг, подшипников ступиц колес, герметичность системы гидроусилителя, крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней.
Люфт в шарнирных соединениях рулевых тяг не допускается, люфт рулевого колеса допускается до 5 или 20 мм по ободу колеса. Трещины и деформация рычагов передней подвески и повреждения штанг не допускаются.
Кроме перечисленных неисправностей, в рулевом управлении могут возникнуть и люфт рулевого колеса на валу из-за слабой затяжки гайки крепления рулевого колеса, и радиальное перемещение рулевого вала, ощутимое на рулевом колесе из-за ослабления затяжки болтов крепления рулевой колонки или повышенного износа подшипников рулевого вала.
Возможно появление и такой неисправности, как недостаточный поворот передних колес в одну из сторон. Такая неисправность возникает из-за неправильной установки рулевой сошки на шлицах ее вала или чрезмерной длины одного из болтов ограничителя поворота передних колес.
Несмотря на то что эти неисправности возникают сравнительно редко, они должны быть своевременно обнаружены и устранены.
К неисправностям рулевого ( управления, с которыми нельзя эксплуатировать автомобиль, относятся: люфт рулевого колеса больше допустимого; заедание рулевого управления; большой износ деталей рулевого управления; ослабление креплений и нарушение шплинтовки. Любая из указанных неисправностей затрудняет движение автомобиля и может привести к полной потере управления. Эксплуатация автомобиля хотя бы с одной из перечисленных неисправностей категорически запрещена.
С места водителя проверяются действие звукового сигнала, включателей и переключателей освещения, указателей поворотов, люфт рулевого колеса.
Измерение люфта рулевого колеса с помощью люфтомера. |
Водители хорошо знают, что инспектор ГАИ, останавливая автомобиль для проверки его технического состояния, начинает с проверки люфта рулевого колеса. Эту проверку должен уметь делать каждый водитель.
Могут ли ГИБДД проверять техническое состояние автомобиля на дороге?
По ПДД техническое состояние автомобиля должно соответствовать требованиям закона. Если есть хотя бы одна неисправность, водителю выезжать на дорогу нельзя до её устранения. Но что говорит тот же закон о праве инспекторов ГИБДД на проверку техсостояния автомобиля? Может ли сотрудник на дороге это делать?
Открыть содержание
- 1. Право инспектора проверить техническое состояние – что говорит закон 2022 года?
- 2. Когда могут, а когда не могут проверять неисправности?
- 3. Должен ли я открыть капот, поднять стекло и участвовать в проверке?
- 4. Что сделает инспектор, если неисправность обнаружена?
- 5. Про люфт руля
За техническое состояние автомобиля ответственность несет водитель. Согласно Правилам, каждое утро, хлебнув кофейку, водитель перед началом поездки обязан проверить его на отсутствие неисправностей, при которых запрещена эксплуатация. Если хотя бы одна неисправность обнаружена, выезжать с места стоянки нельзя.
Но что, если неисправность возникла в пути? Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять техническое состояние машины, такие как люфт рулевой рейки, состояние тормозов, двигателя и другие неисправности? В каких случаях они это могут делать, что будет за определённые неисправности и когда можно ехать до места стоянки или автосервиса?
Право инспектора проверить техническое состояние – что говорит закон 2022 года?
Список данных неисправностей на 2018 год содержатся в двух документах:
- Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации.
- Приложение №8 к Техническому регламенту О безопасности колесных транспортных средств.
Второй список более широкий, статус Технического регламента выше, чем Основных положений, да и принят Технический регламент позже. Теоретически и ГАИ, и водители, должны руководствоваться именно им по части технического состояния машины.
https://www.youtube.com/watch?v=bshZx_tn3EQ\u0026pp=YAHIAQE%3D
Для приведения двух документов в соответствие еще 3 года назад подготовлены поправки в ПДД, которые так и остаются под сукном. Зная энтузиазм чиновников, который просыпается исключительно перед новым годом, вполне возможно, что соответствующие поправки все-таки будут приняты к концу года с последующим принятием поправок в КоАП.
Вас также заинтересует:
- Имеет ли право ДПС требовать открыть капот автомобиля и может ли водитель отказаться?
- Имеют ли право сотрудники ДПС проверять аккаунт каршеринга на смартфоне и что за это грозит?
- В каких случаях и какие автомобили не поставить на учёт ГИБДД? Законность отказа в регистрации
А пока наказывают только за неисправности, которые упомянуты в Основных положениях по допуску, кроме тонировки, требования к которой прописаны в Техническом регламенте.
Фактически указанную обязанность по проверке по утрам люфта рулевого колеса, исправности мотора, тормозов своего автомобиля никто не выполняет – имеет место повальное нарушение ПДД.
С одной стороны это и невозможно. Например, как проверить, что стояночный тормоз удерживает автомобиль с полной нагрузкой на уклоне 16%? Каждое утро искать уклон 16%, загружать автомобиль мешками с песком, дергать ручник и смотреть: покатится автомобиль или нет? Или прикупить стенд по проверке тормозов?
- Проверить люфт в рулевом управлении, который не должен превышать 10°, без приборов можно, но необходимой точности измерения не получить.
- Проверить чистоту выхлопа двигателя без приборов тоже невозможно.
- А вот сношены ли колеса до индикаторов износа проверить легко, как, впрочем, легко убедиться в отсутствии подтеков из двигателя, коробки, редуктора и других узлов.
Когда могут, а когда не могут проверять неисправности?
- Инспекторы ГАИ достаточно прохладно относятся к контролю технического состояния автомобиля.
- Все дело в том, что четкого описания процедуры нет, и инспектору остается только импровизировать, маскируя свои действия, которые якобы соответствуют закону.
- В полном соответствии с Административным регламентом ГИБДД инспектор может остановить водителя в 4 случаях:
- Визуальное обнаружение признаков неисправностей, попадающих под ст.8.23 и 12.5 КоАП.
- Участие транспортного средства в ДТП.
- Наличие ориентировок по ДТП, угону, преступлениям и т.д.
- Проведение мероприятия по распоряжению руководства.
Если инспектор увидел неисправность после остановки, например, для проверки документов, он также может проконтролировать техническое состояние автомобиля.
И здесь обращаю внимание: если автомобиль в ДТП не участвовал, ориентировок и мероприятий нет и не проводятся, то инспектор не имеет права на какие-либо действия по обнаружению неисправностей. Например, нельзя требовать от водителя включить задний противотуманный фонарь, чтобы проверить, работает он или нет.
Должен ли я открыть капот, поднять стекло и участвовать в проверке?
Нет. У водителя нет обязанности участвовать в проверке технического состояния.
Для определения порядка проведения проверки технического состояния разработан соответствующий административный регламент. Как любой другой регламент он должен содержать права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), естественно, установленные законом. Но в данном регламенте никакие обязанности водителей не приведены.
Однако, Верховный суд в определенных ситуациях встает на сторону инспекторов ГАИ. Например, за отказ поднять стекло со стороны водителя для проверки его светопропускания, водителя привлекли по ч.1 ст.
19.4 КоАП за неповиновение распоряжению должностного лица. Впрочем, с тех пор приняты новые нормативно-правовые акты, и вполне возможно, что в 2022 году подобное решение Верховный суд вряд ли бы вынес.
Что сделает инспектор, если неисправность обнаружена?
Он привлечет водителя по ч.1 ст.12.5 КоАП со штрафом 500 рублей, и его отпустит на все четыре стороны, так как неисправность обнаружена в пути. Но такой подход инспекторов к наказанию за неисправность не отвечает требованиям закона.
Если водитель проверил состояние автомобиля перед выездом, то к нему не может быть претензий.
- Во-первых, о том, что неисправность возникнет в пути, при выезде со стоянки он не знал, и не мог знать. То есть, в действиях водителя нет вины.
- А если в дороге водитель и обнаружил неисправность, то он в соответствии с ПДД может двигаться к месту стоянки или ремонта. То есть движение в автомастерскую или к себе домой после обнаружения неисправности в пути вообще не образует событие правонарушения.
Самый яркий пример – перегоревшая в фаре лампочка. Если водитель проверил работоспособность фары до выезда с места стоянки, а лампочка перегорела в дороге, то наказывать водителя при движении к месту стоянки или ремонта не за что.
Другой пример – разбитая в ДТП фара. Доехать с разбитой фарой к месту стоянки или ремонта можно, а разъезжать по городу уже на следующий день с неисправной оптикой – запрещено. А так как неисправность возникла не в пути, водителю остается только вызвать эвакуатор или съездить купить новую фару и заменить ее на месте.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Устранение тонировки на месте до или после замера в вопросах и ответах
- Общение с ГИБДД: что почитать для повышения юридической грамотности?
- Какой штраф за неработающий ABS и горящую лампочку для легковых и грузовых автомобилей?
Про люфт руля
Но есть одна неисправность, которую очень любят инспекторы – рулевое управление.
Если имеют место неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение (тормоза, рулевое управление, сцепное устройство в составе автопоезда), то при попытке начать движение водителя не просто привлекут к ответственности по ч.2 ст. 12.5 КоАП, но и отправят автомобиль на штрафстоянку.
Без тормозов ни один нормальный водитель не поедет, сцепное устройство – только на автопоездах. А рулевая рейка – вот она! И если рулевое управление немного люфтит, то водителя можно припугнуть отправкой автомобиля на спецстоянку – отличный повод для «разводов».
Но как инспектору «докопаться» до водителя, если визуально люфт в рулевом управлении не обнаруживается?
Да очень просто: давайте-ка, товарищ водитель, проведем осмотр. А заодно при открытом капоте подергаем рейку. Опаньки, товарищ водитель, люфт! На специализированную стоянку!
Что делать?
- Во-первых, проведение осмотра с целью обнаружения неисправности незаконно, и в свое время данная норма по требованию Верховного суда была убрана из Административного регламента ГИБДД.
- Во-вторых, необходимо установить, что люфт в рулевом механизме превышает 10°.
Если у инспектора верная рука и меткий глаз, возражать не следует. Попросите сертификат на глаз и руку.
- В-третьих, водитель проверял люфт до выезда с места стоянки. То есть до измерений, проведенных инспектором, водитель не знал, и не мог знать, что люфт превышает 10°.
Другими словами, в том, что водитель управлял неисправным автомобилем, вины водителя нет.
- В-четвертых, даже если водитель ничего не проверял, то есть понадеялся, что все хорошо, то имеет место вина в форме неосторожности, а наказание по ч.2 ст.12.
5 КоАП и перемещение автомобиля на специализированную стоянку возможно, только если имеет место вина в форме умысла. Например, если педаль тормоза провалилась полностью или вместо руля на шлицы кувалдой забит какой-то рычаг, то вина в форме умысла имеет место.
- В-пятых, причину задержания водитель может устранить на месте – вызвать свой эвакуатор или пригласить автомеханика.
Естественный вопрос, как в домашних условиях проверить люфт руля?
Попросите у жены самый простой швейный метр. Подходите к автомобилю и измеряете длину окружности руля. Например, намеряли 1180 мм. Такая длина приходится на 360°. Тогда на 10° приходится 1180*10/360 = 33 мм.
- Крутите рулевое колесо вправо, пока передние колеса не отреагируют на движения руля.
- Вверху карандашом или мелом на рулевом колесе делаете метку.
- К козырьку над панелью приборов скотчем или пластырем из аптечки крепите стержень от авторучки или какую-нибудь щепку напротив метки.
- Слева от метки делаете новую метку на расстоянии 33 мм от правой.
- Если колеса отреагируют на движение рулем влево до того как напротив стержня появится левая метка, то люфт меньше 10°.
Вот вам и решение проблемы!
Если инспектор обнаружил люфт в рейке, то вы с чистой совестью в протоколе описываете данный алгоритм, доказывая, что в домашних условиях вы могли проверить люфт рулевого механизма, и, следовательно, до выезда с места стоянки убедиться, что он не превышает 10°. И если сейчас люфт больше 10°, то вы об это не знали, и не могли знать.