Штраф за опасное вождение может появиться уже в этом году
15.11.2021 | 46033 просмотра
В России грядут перемены! В 2022 году в стране может заработать абсолютно новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), напрямую влияющий на жизнь водителей. Проще говоря, власти решили пересмотреть суровость некоторых наказаний за административные правонарушения, в том числе — за нарушения ПДД, а также ввести ряд новых.
Для многих автомобилистов эта новость — как снег на голову.
Но в действительности проект нового КоАП не нов, его обсуждают аж с 2015 года! В 2019 году была опубликована Концепция нового кодекса, а в 2020 году прошло его публичное обсуждение и антикоррупционная экспертиза.
Наконец, недавно Минюст завершил разработку новой редакции проекта КоАП и связанных с ним законопроектов. Так что работа над кодексом ведется давно!
Впрочем, нам куда интереснее его содержание. Сразу же оговоримся, пока что мы говорим лишь о проекте документа, который еще даже не был внесен на рассмотрение Госдумы. Однако если вспомнить, с какой скоростью в нашей стране изменяется законодательство, актуальность документа становится очевидной. Давайте посмотрим, что же может ожидать водителей в ближайшем будущем.
Наказание за «пьяную езду» опять ужесточат. Но не для всех
Российское законодательство нельзя назвать каким-то особенно лояльным в отношении пьяных за рулем. Совсем наоборот.
Алкоголь за рулем в принципе запрещен («разрешенные» 0,16 мг/л в выдыхаемом воздухе на самом деле считаются погрешностью алкотестера), а по статье 12.
8 действующего КоАП РФ нетрезвых водителей лишают прав на полтора–два года со штрафом 30 000 рублей, а при повторном нарушении — на три года со штрафом 50 000 рублей.
Однако, видимо, такие меры кажутся властям недостаточно суровыми, поэтому в новой редакции КоАП ответственность предлагается ужесточить, причем только в том случае, если у пьяного водителя в салоне будут находиться дети в возрасте до 16 лет. За это, согласно проекту нового кодекса, предлагается лишать водительских прав на срок от двух до трех лет и штрафовать на 50 000 рублей.
Если новый КоАП будет принят в существующей сейчас редакции, можно ожидать, что водители с детьми столкнутся с особо пристальным вниманием со стороны инспекторов ГИБДД, а ребенок в машине станет хорошим поводом для гаишника пригласить автомобилиста «дыхнуть в трубочку». Также не очень понятно, почему жизнь детей в возрасте до 16 лет ценится настолько выше жизни детей 16–18 лет или, скажем, жизни их бабушки, что власти придумали даже отдельное наказание для тех, кто в нетрезвом виде решил их перевезти.
Добавим, что согласно федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенком считается «лицо до достижения им 18 лет (совершеннолетия)».
Появится штраф за опасное вождение
С 2016 года в российских ПДД существует определение «опасного вождения». Согласно п. 2.
7 ПДД водителю запрещается «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий», таких как невыполнение требования уступить дорогу ТС, пользующемуся приоритетом, перестроение при интенсивном движении, несоблюдение безопасной дистанции и интервала, резкое торможение, препятствование обгону и т. д.
Тем не менее какие-либо санкции за опасное вождение в КоАП РФ отсутствовали. Теперь, возможно, они появятся. По словам первого зампреда комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирины Рукавишниковой, в новой редакции Кодекса пропишут штраф именно за опасное вождение как стиль управления автомобилем (а не отдельные нарушения), который должен составить 3000 рублей.
Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько уверен, что в случае введения нового штрафа водителям стоит ожидать злоупотреблений. «Понятие «опасное вождение» включает в себя несколько совершенно разных действий, доказать которые не так-то просто.
Например, «перестроение при интенсивном движении» — получается, любой, кто в условиях ТТК [в Москве] совершит перестроение, может быть наказан (ведь движение там всегда интенсивное).
Или «необоснованно резкое торможение» — никаких критериев «резкости» или «необоснованности» нигде нет», — отметил эксперт, считающий, что понятие «опасное вождение» и вовсе стоит исключить из ПДД.
Нештрафуемый порог отменят. Но это не точно
Другие поправки в КоАП РФ могут коснуться нештрафуемого порога за превышение максимально разрешенной скорости, который сейчас составляет 20 км/ч.
С инициативой полностью отменить нештрафуемый порог выступила депутат Мосгордумы Дарья Беседина, предложившая наказывать водителей уже за превышение скорости на 5 км/ч, которые смело можно считать технической погрешностью приборов, измеряющих скорость.
Также Беседина предлагает за превышение скорости на 5–10 км/ч штрафовать на 500 рублей, за превышение на 10–20 км/ч — на 1000 рублей, на 20–40 км/ч — на 2500 рублей, за превышение скорости на 40–60 км/ч — отправлять водителя на обязательные работы до 35 часов или штрафовать на 10 000 рублей, а за превышение на 60–80 км/ч — лишать водительских прав, штрафовать на 15 000–20 000 или отправлять на обязательные работы до 60 часов. Наконец, за превышение скорости на 80 км/ч и выше депутат Мосгордумы предлагает арестовывать водителя на 10–15 суток с одновременным лишением прав.
Интересно, что предложение депутата Мосгордумы уже поддержали в столичном Дептрансе, хотя и с оговоркой, что наказывать водителей стоит начиная с превышения скорости на 10 км/ч. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: власти Москвы не в первый раз высказываются в пользу отмену «нештрафуемого порога» и любят приводить в пример строгие законодательства европейских стран.
«Идея снижения скоростного порога до 3–5 км/ч уже давно озвучивается, однако водители привыкли контролировать скоростной режим, зная, что у них в запасе есть некая поправка на скорость, — комментирует Дрому новую инициативу экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.
— Если гипотетически представить, что норма будет опущена до 10 км/ч, водители будут смотреть на спидометр, а не на дорогу. Превысить этот порог очень легко.
Это зависит от многих факторов, даже от диаметра колес», — отмечает Лысаков, видя в предложении Московского дептранса финансовую подоплеку. — Сейчас 90% штрафов — это превышение скорости на 20–40 км/ч. Если нештрафуемый порог снизить до 5–10 км/ч, штрафов будет в три-четыре раза больше.
Это — давняя мечта [главы московского Дептранса] Максима Ликсутова, входящего в списки Forbes. Его мечта — свести все финансовые потоки в свои руки», — уверен экс-депутат.
Любопытно, что пока что сам проект нового КоАП никаких ужесточений в области скоростного режима не содержит, это лишь предложения столичных парламентариев. Но расслабляться не стоит.
Вероятно всего, какое-то ужесточение санкций водителей все же ждет: мы уже писали, что камеры во многом превратились в инструмент по сбору штрафов.
Учитывая, что годовая инфляция в РФ уже фактически превысила отметку 7%, очевидно, что уровень штрафных платежей будут индексировать.
Скидки расширят. Или вообще отменят
В этой связи интересно еще одно предложение, также высказанное депутатом Мосгордумы Дарьей Бесединой. Помимо отмены нештрафуемого порога депутат также предложила отменить скидку 50% для тех, кто оперативно оплачивает полученные штрафы.
По ее словам, из-за такого подхода штраф воспринимается не «как запретительная мера», а как своеобразный «налог на скорость». Депутат столичного парламента уверена, что наказание, напротив, должно быть таким, чтобы люди боялись его получать.
Автор закона о 50-процентной скидке для водителей, оплативших штраф в течение 20 дней после получения постановления, и экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков с таким подходом не согласен и считает отмену послабления маловероятным.
«Вряд ли депутат [Беседина] имеет представления о той сфере, в которой предлагает произвести изменения. Ведь правительство предложило распространить идею скидки на все главы КоАП, а не только на “водительскую” двенадцатую главу, — отметил Лысаков в разговоре с Дромом.
— Раньше государство тратило огромные суммы на взыскание штрафов. Себестоимость взыскания одного штрафа была не менее 500 рублей из-за накладных судебных расходов, работы судебных приставов и т. д. Это все съедало доходную часть бюджета.
Я предложил эту практику [скидок], потому что некоторые европейские страны широко и давно используют ее», — добавил экс-депутат.
Не согласны с отменой скидок на штрафы и в Минюсте. Более того, ведомство хочет внедрить концепцию поощрения и наказания водителей. Согласно новому проекту КоАП, если водителя впервые оштрафуют за негрубое нарушение и он признает свою вину, его могут наказать лишь третью штрафа, а существующая скидка 50% при оплате штрафов в течение 20 дней сохранится.
Также советник министра юстиции Дмитрий Коротков в интервью «Российской Газете» заявлял, что в КоАП все нарушения будут разделены на грубые и негрубые, и если нарушение из последней категории будет совершено впервые, гражданину будут обязаны сделать только предупреждение, без вынесения штрафа. А вот если водитель три раза в течение года попался на грубых нарушениях ПДД, то его, наоборот, лишат прав на срок от года до полутора лет или оштрафуют на 10 000–30 000 рублей. Правда, какие именно нарушения будут считаться грубыми, пока неизвестно.
Появятся новые «лишенческие» статьи
Еще одно нововведение, предполагаемое проектом КоАП, — ужесточение ответственности за езду с нечитаемыми регистрационными знаками. Сейчас водителям за это правонарушение грозит штраф 500 рублей.
Это наказание в новом КоАП не меняется, но вот если водителя задержат с грязными номерами повторно, то санкция будет достаточно суровой — 5000 рублей штрафа или лишение водительских прав на срок до трех месяцев.
Видимо, таким нехитрым способом власти хотят заставить водителей чаще ездить на мойку или хотя бы возить с собой в машине тряпку для протирки номеров. «Это — ужасная история. У нас в стране полгода зима, машина становится грязной за несколько десятков километров пути.
Номер может залепить даже во время движения, водитель не может это контролировать никак при плохих погодных условиях и реагентах», — прокомментировал предполагаемое нововведение активист общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, уверенный, что подобные изменения КоАП ни в коем случае нельзя принимать.
Кстати, в проекте нового КоАП есть и еще одна новая «лишенческая» статья. В случае, если водитель неоднократно не выполнил требование инспектора ГИБДД об остановке и попытался скрыться, ему будет грозить лишение прав на срок до трех лет и штраф 40 000 рублей. Сейчас, напомним, за такое деяние предусмотрен лишь штраф 500–800 рублей.
Наконец, еще одно радикально новое положение в новом КоАП — возможность временного ограничения водительских прав до решения суда. Предполагается, что эта санкция будет применяться в случае, если водитель был задержан за грубое нарушение ПДД (например, езду за рулем в нетрезвом виде).
Сейчас какой-либо санкции за управление автомобилем до того, как суд вынесет решение, не предусмотрено. «Если человек попался пьяным за рулем или совершил грубое нарушение, реагировать нужно сразу, — уверен активист «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
— Но здесь возникает вопрос, а будет ли это идти в зачет лишения водительских прав [в случае решения суда]. А то получается, что автомобилиста мало того, что на полтора года прав лишат, так еще и три месяца до суда он не сможет ездить.
Получается, это просто увеличение срока лишения прав», — добавил общественный деятель.
Введут штраф за парковку на тротуаре и газоне
Возможно, эта информация вас удивит, но в федеральном КоАП отсутствует наказание за парковку на газоне. В настоящее время водителей, поставивших свое транспортное средство на зеленых (и не очень) насаждениях, наказывают в соответствии с региональными КоАП.
Например, в Москве для физических лиц штраф за такое нарушение составляет 5000 рублей, в Санкт-Петербурге — от 3000 до 5000 рублей, в Красноярском крае — от 2000 до 4000 рублей, в Самарской области — от 1000 до 3000 рублей и т. д.
Если власти примут новый КоАП РФ, то соответствующий штраф может появиться на федеральном уровне, о чем заявила первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова. Новое наказание должно составить от 1000 до 3000 рублей для физических лиц.
Такая же «кара» будет предусмотрена за парковку на тротуаре, а также за мойку автомобиля в неположенном месте.
Идея введения штрафа за парковку на газоне на федеральном уровне давно назрела.
Вот только для начала законодателям не мешало бы внести соответствующие разделы в ПДД! Ведь в них определение газона просто отсутствует, из-за чего им можно считать таковым как аккуратную травку возле дома, так и просто открытый грунт или грязь возле дороги.
«Размещение ТС на газоне вообще не имеет никакого отношения к ПДД — данный запрет содержится в основном в региональных законах и нормах, которые действительно по-разному толкуют понятие газона или иной занятой зелеными насаждениями территории», — пояснил Дрому особенности российского законодательства адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. Эксперт уверен, что давно пора установить единые понятия и определения в отношении газонов по всей стране. «Самое главное — установить одинаковые штрафы за данное нарушение, поскольку зачастую (например, в Москве) штрафы за размещение ТС на газоне или иной занятой зелеными насаждениями территории составляют 300 000 рублей (!!!), что явно говорит о желании города на этом подзаработать, тем более при условии того, что на практике газоном считается любая поверхность земли», — добавил юрист.
Кстати, уточнения в ПДД требуют не только газоны, но и тротуары.
Скажем, можно ли считать ими расположенный на одном уровне с дорогой междомовый проезд, по которому ходят люди? Сейчас правила такую ситуацию не регламентируют четко, но что-то нам подсказывает, что если новый КоАП примут, то виноватым может вновь оказаться водитель. (Кстати, это — не единственная проблема российских ПДД. О других примерах мы писали здесь).
Объявят войну «свиньям» и усилят борьбу с тонировкой
Дром уже рассказывал, что одной из причин большого количества мусора на российских дорогах является отсутствие отдельного наказания.
В проекте нового КоАП данный недочет исправлен, за сброс из автомобиля «отходов в лес, воду или складирование вне специальных площадок» предусматривается штраф, который составит 2000–3000 рублей для граждан, 20 000–60 000 рублей для ИП и 30 000–100 000 рублей для юрлиц.
Причем в двух последних случаях у водителя еще и конфискуют автомобиль. В общем, если закон примут, мелким предпринимателям и «ипэшникам» придется очень тщательно следить за тем, где и как они выбрасывают мусор.
Наконец, еще одно новое наказание в проекте КоАП — штраф за повторное управление автомобилем с чрезмерно тонированными стеклами. Сейчас отдельное наказание за повторное нарушение в законодательстве отсутствует, а штраф за тонировку составляет 500 рублей.
Правда, обычно инспекторы ГИБДД требуют от водителя устранить тонировку на месте, а если он этого не может сделать — выдают предписание на устранение нарушения. Если автомобилисти и это не выполнит, ему может грозить даже арест (Подробнее — здесь).
Судя по всему, таких санкций властям показалось мало, поэтому теперь водителя будут штрафовать еще на 3000 рублей. Разумеется, в том случае, если законопроект примут.
Как видите, изменения в КоАП готовятся действительно серьезные. Фактически власти вновь идут по пути «закручивания гаек» и ужесточения ответственности.
Однако нельзя забывать: любой законопроект проходит несколько чтений. Весьма вероятно, что проект нового КоАП будет принят Госдумой в первом чтении, после чего его отправят на доработку.
Так что у водителей еще есть время морально подготовиться к грядущим изменениям.
В россии хотят наказывать за опасное вождение. какими будут санкции и кого они могут коснуться
В Госдуме обсуждается законопроект, согласно которому водителей за умышленное опасное вождение на дороге будут наказывать.
Предполагается, что в первый раз нарушителей будут штрафовать на пять тысяч рублей, а во второй — либо штрафовать на пять–десять тысяч рублей, либо лишать прав на срок до года.
Что в России относится к опасному вождению и как стоило бы наказывать таких нарушителей, «Вечерней Москве» рассказал автоюрист Лев Воропаев.
Понятие опасного вождения
Как отметил специалист, наказывать водителей за опасное вождение предлагают давно.
— Предложения о наказании за опасное вождение пытаются принять в течение пяти лет. Само понятие опасного вождения в правила дорожного движения давно внесено.
Подразумевается, что под это подпадают резкое перестроение из ряда в ряд, непредсказуемое торможение, создание препятствий для других участников дорожного движения и так далее.
Подобное вождение приводит к аварийным ситуациям и последующим ДТП, — объяснил автоюрист.
Сейчас за такие нарушения никаких санкций нет. По словам Воропаева, главная проблема в том, что не существует универсального способа зафиксировать опасное вождение. Несмотря на то что в законе данное понятие прописано, доказать его по факту сложно. Например, есть тонкая грань между игрой в «шашечки» и обычным перестроением из ряда в ряд, отметил собеседник «ВМ».
Варианты выявления водителей с опасным стилем вождения уже прорабатываются, заметил эксперт.
— Сейчас в ГИБДД издали приказ, в котором в том числе возложили на сотрудников инспекции, следящих за нарушениями не на патрульных автомобилях (так называемое скрытое наблюдение), обязанность по выявлению опасного вождения. Если сотрудник ГИБДД составит рапорт либо сообщит в суде, что кто-то нарушал правила, это будет доказательством опасного вождения. Конечно, в идеале должна быть видеозапись нарушения, — объяснил Воропаев.
Пять ошибок водителей, которые чаще всего приводят к ДТП Пять ошибок водителей, которые чаще всего приводят к ДТП
Как отметил эксперт, предлагаемое сейчас наказание имеет аналогии с наказанием за выезд на встречную полосу. Однако езда по встречке считается более серьезным нарушением, за которое вместо штрафа автомобилиста сразу же могут лишить прав, подчеркнул специалист.
На начальном этапе возможность отделаться только штрафом за первый зафиксированный случай опасного вождения была бы грамотным решением, уверен юрист.
— Для начала это вполне адекватное наказание. Нужно проверить систему и выяснить, как на практике будет доказываться факт нарушения, — заключил собеседник «ВМ».
За опасное вождение предложили штрафовать и лишать прав
© Тимур Ханов/ПГ
Дорожных хулиганов хотят штрафовать на пять тысяч рублей, а после рецидивов — лишать прав на срок до года.
Такие меры воздействия содержатся в законопроекте об ответственности за опасное вождение, который внесли в Госдуму депутаты ЛДПР 6 июля.
Почему запрет на агрессивную езду на дороге есть, а наказания за это нет, почему аналогичный проект закона отклонили еще несколько лет назад и постигнет ли та же участь новый документ, разбиралась «Парламентская газета».
Запрет без наказания
Депутаты от ЛДПР предложили дополнить Кодекс об административных правонарушениях новой статьей. Она будет находиться в главе 12, где собраны нарушения в области дорожного движения, называться «Умышленное опасное (агрессивное) вождение» и подразумевать наказание в виде штрафа в пять тысяч рублей. А за повторный инцидент — до десяти тысяч или лишение прав на срок до года.
«Опасное или агрессивное вождение может совершаться только умышленно, то есть при осознании водителем противоправного характера своих действий и предвидении их вредных последствий, желании их наступления или безразличного к ним отношения, — отмечается в пояснительной записке к документу. — По вине таких водителей совершается до 80 процентов дорожно-транспортных происшествий».
По словам авторов законопроекта, в действующем законодательстве сложилась странная коллизия.
Само по себе опасное вождение — агрессивное опережение других транспортных средств, резкие перестроения, необоснованное торможение и так далее — запрещено правилами дорожного движения в редакции от 2016 года.
Но вот отдельного наказания за эти действия — даже если они совершаются по цепочке, одно за другим — до сих пор не существует.
«Если есть запрет — должна быть ответственность, — подчеркнул в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов и автор законопроекта Ярослав Нилов.
— По-другому законодательство у нас не работает. Это все равно что отменить штраф, например, за превышение скорости, чтобы формальный запрет остался, а реального наказания за его нарушение не было. Будет ли работать такая система? Нет, конечно.
И с опасным вождением точно так же».
Размытые формулировки и условные доказательства
Стоит, впрочем, отметить, что законопроект об опасном вождении не первый в Госдуме. Впервые его внесли еще в 2016 году — как раз вскоре после того, как соответствующая норма появилась в правилах дорожного движения.
Его даже успели одобрить в первом чтении, но потом отклонили из-за слишком размытых формулировок: депутаты посчитали, что само по себе определение «опасное вождение», изложенное в документе, допускает чересчур свободную трактовку.
«Принимая во внимание, что опасное вождение фактически относится к грубым нарушениям правил дорожного движения Российской Федерации, представляется целесообразным проработать вопрос о наделении судей полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях указанной категории», — говорилось тогда в заключении Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству.
Новый законопроект содержит обязательное условие: доказательством опасного вождения должна быть только видеофиксация. Но и здесь случилась загвоздка: согласно все тому же КоАП, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При этом никак иначе, кроме как видеофиксацией, опасное вождение выявить невозможно — дорожные камеры не способны проследить за машиной на протяжении более-менее длинного участка пути, а инспекторы ГИБДД вообще не должны этим заниматься — их задача пресекать правонарушения сразу, а не снимать их на видео.
Как авторы законопроекта будут решать этот вопрос — пока неизвестно.
«Сейчас комитет должен направить законопроект в рассылку, собрать отзывы, ну а дальше уже начнется работа по его корректировке, — пояснил Ярослав Нилов. — Так что пока мы никаких конкретных сроков обозначать не можем — все будет делаться в плановом режиме».
Между тем эксперты тоже уверены, что и в новой редакции закон вряд ли примут.
«Дело в том, что та формулировка опасного вождения, которая приведена в ПДД, несет в себе гигантское количество субъективностей, — пояснил независимый эксперт по транспорту, эксперт рабочей группы «по регуляторной гильотине» в сфере безопасности дорожного движения при Правительстве РФ Дмитрий Попов. — Например, такие понятия, как «опасная дистанция» и «опасный интервал», субъективны и зависят от дорожной обстановки и квалификации водителя. Кроме того, наказывать предлагается за «многократность» совершенных действий. Я вот, например, сегодня с утра уже десять раз перестроился — это я многократно действие совершил или нет? Поэтому я боюсь, что в нынешнем виде закон об опасном вождении лишь создаст прецедент для нечистоплотного поведения сотрудников ГИБДД и мало повлияет на реальную дорожную обстановку».
Изменения для водителей — 2023
Авто
/ 17 января 12:30
Текст изменился / 9 июня 2023
Новый год всегда ассоциируется у нас с переменами. Ведь в некоторых сферах жизни изменения происходят с завидным постоянством. Одна из них — вождение автомобиля. Выросли ли штрафы, подорожала ли страховка в 2023 году? Спойлер: есть и хорошие новости.
Январь принес много нововведений на наши дороги. Еще больше их будет в марте
Наверное, это главный вопрос, который беспокоит автовладельцев. Ведь так или иначе он касается любого человека за рулем ТС. И здесь нас ждет самая хорошая новость.
Нет! Никаких изменений, касающихся размеров существующих штрафов за нарушение ПДД, не произошло.
Другими словами, за превышение скорости от 20 до 40 км/ч нарушители по-прежнему будут платить 250 рублей в течение срока действия скидки (50% в течение 20 дней со дня вынесения постановления), которая все так же актуальна. Как видно, ни один из показателей не изменился и останется в прежних пределах до конца года.
Эту информацию можно проверить, если ознакомиться с КоАП в электронных юридических базах, например на сайте «Гарант». В них анонсируются будущие редакции нормативно-правовых актов. В главе 12 кодекса, которая регламентирует наказания за нарушения ПДД, на текущий год не предусмотрено никаких изменений.
С 1 марта 2023 года вступят в силу изменения в правилах дорожного движения. Однако напрямую кошельков автовладельцев они не коснутся.
И это — еще один довод в пользу покупки нового автомобиля. Хотите сэкономить на автокредите?
Для тех автолюбителей, кто хочет испытать что-то новое на наших дорогах, Совкомбанк запустил программу: автомобили Chery и Exeed в беспроцентную рассрочку на срок до 2,5 лет и с нулевым первоначальным взносом. Льготные условия доступны всем владельцам карты «Халва».
При этом существует вероятность, что в течение года власти страны признают административными правонарушениями ряд социально вредных действий, связанных с эксплуатацией автомобилей. Рассмотрим их ниже. Но даже если это произойдет, далеко не факт, что поправки в главу 12 КоАП появятся в текущем году.
Какие новые штрафы могут появиться
Итак, узнаем, какие сомнительные действия со стороны автовладельцев, которые ранее считались законными, власти могут признать административным правонарушением.
Никого не удивляет тот факт, что вождение в нетрезвом виде считают общественно опасным деянием. У водителя в таком состоянии нарушена координация движений и заторможена реакция, что в разы повышает вероятность попадания в ДТП.
К сожалению, аналогичное влияние на организм человека оказывают и некоторые лекарственные препараты, в первую очередь антидепрессанты и лекарства, обладающие седативным действием.
В декабре 2022 года Конституционный суд РФ подтвердил, что, согласно действующему законодательству, наказывать водителей, в крови которых обнаружены такие вещества, неправомерно. Чтобы устранить этот пробел, правительство страны приняло к рассмотрению проект поправок в КоАП. Вполне вероятно, что в текущем году они будут приняты.
В этом случае в зависимости от тяжести последствий нарушителей будут штрафовать или лишать прав на управление ТС.
Штраф за превышение порогов шумности
Многих из нас раздражают машины, которые в вечернее и ночное время нарушают спокойствие под нашими окнами.
Одни «автовесельчаки» устраивают уличные дискотеки, включая на полную мощность сабвуферы в багажниках. Другие соревнуются в громкости рева мотора, гоняя в спальных районах с пробитыми глушителями.
Власти в очередной раз предпринимают попытку «успокоить» шумных автолюбителей через административные меры. Госдума рассматривает возможность повысить размер штрафа с текущих 500 рублей сразу в десять раз.
На этот раз законотворцы предлагают использовать технические средства для замера уровня шума (он не должен превышать 96 дБ) и точного определения его источника в автоматическом режиме. То есть должно появиться некое техническое устройство, наподобие камер контроля скорости. Однако пока нет никакой конкретики относительно того, когда их начнут массово производить.
Повышение штрафов за отсутствие страховки ОСАГО
Авторы инициативы предлагают ужесточить наказание как за отсутствие полиса (если он бумажный и водитель его забыл или потерял), так и за неоформление страховки в принципе. В первой ситуации штраф может вырасти с 500 до 3000 рублей, а во второй — с 800 до 5000 рублей.
При нынешних тарифах многие недобросовестные водители считают, что дешевле несколько раз за год оплатить несущественный штраф, чем единоразово выложить сумму около 10 000 рублей. Поэтому РСА уже давно бьется за эту инициативу и в этом году, возможно, достигнет успеха.
Автофиксация отсутствия страховки
Известно, что на потенциальных нарушителей гораздо лучше влияет не строгость наказания, а его неотвратимость. Принимая во внимание эту истину, законотворцы намереваются на государственном уровне внедрить систему автоматического выявления автомобилей, не застрахованных по ОСАГО.
Весьма вероятно, что она заработает уже до конца 2023 года. На дорогах установят специальные камеры, которые будут фиксировать такие машины и автоматически передавать информацию о них в ГИБДД.
При этом запрещено будет выписывать более одного такого штрафа в день. Но даже несмотря на такое ограничение и при условии, что его размер останется прежним (800 рублей), общая сумма штрафов за год для злостного неплательщика может существенно превысить стоимость полиса.
В 2023 году нас ждет ни много ни мало — появление новых участников дорожного движения. На самом деле эти участники уже давно вокруг нас на дорогах и тротуарах, но теперь они получат признание и собственную категорию в ПДД.
Речь о любителях прокатиться на различных новомодных колесных приспособлениях с электромотором и без — самокатах, гироскутерах, сигвеях и т. п. Эта категория будет носить общее название «средства индивидуальной мобильности», или сокращенно — СИМ.
Велосипеды (даже с электродвигателем) и инвалидные коляски к СИМ не относятся.
СИМ — это новая степень свободы на городских улицах
Максимальная разрешенная скорость для таких ТС — 25 км/ч. Они смогут перемещаться по велосипедным дорожкам или обочинам дорог, на которых установлено ограничение скорости автомобилей до 60 км/ч. Штрафы за нарушение ПДД — такие же, как и для пешеходов.
Признайтесь, вы давно мечтали забыть летом про душный салон автомобиля и рассекать по тротуарам на собственном электросамокате, ловя завистливые взгляды водителей, заточенных в бесконечных автопробках? «Но ведь такая роскошь стоит немало!» — скажете вы. И будете абсолютно правы. Но с Халвой эта проблема — вовсе не проблема!
Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она словно швейцарский нож содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 12% с бесплатным обслуживанием. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
С 1 марта 2023 года любой автолюбитель может хранить пластиковую карточку водительского удостоверения (ВУ) дома, в сейфе или где заблагорассудится. Возить ее с собой придется только тем, кто привык брать напрокат, к примеру, горнолыжное снаряжение в обмен на личный документ.
В остальных ситуациях достаточно иметь при себе смартфон с сохраненным QR-кодом водительских прав.
Но учтите, что до окончания зимы вас еще могут оштрафовать на 500 рублей за отсутствие физического ВУ.
Обновление порядка освидетельствования водителей
С 1 марта незначительно изменяется порядок проверки водителей на предмет алкогольного (наркотического) опьянения. Освидетельствование должно проходить в присутствии не менее двух понятых или с применением средств видеофиксации процесса проверки.
Удорожание изменений в конструкции ТС
С 1 января 2023 года внести изменения, не предусмотренные технической документацией, в конструкцию автомобиля, мотоцикла и других ТС стало значительно дороже. Поэтому, если вы, к примеру, не успели в прошлом году установить ГБО или фаркоп, то теперь придется брать в расчет дополнительные расходы.
Во-первых, власти ввели новые госпошлины, во-вторых, стоимость ранее действовавших сборов выросла. Так, теперь, чтобы просто получить разрешение на установку нового оборудования, придется внести в казну 1000 рублей. Раньше платить за это было не нужно.
Почти вдвое (с 800 до 1500 рублей) выросла госпошлина за проверку соответствия ТС требованиям безопасности после произведенных работ. Кроме того, придется больше заплатить за разрешение на перевозку опасных грузов и за его продление.
Появление новых дорожных знаков
Появление на дорогах СИМ и других технологических новшеств, вроде электромобилей, стало причиной разработки пяти новых дорожных знаков. Увидеть их на улицах городов мы сможем уже этой весной.
Один из новых дорожных знаков будет специально для электромобилей
Еще одна причина обновления раздела ПДД о дорожных знаках — стремление властей к экономии. К примеру, ранее для обозначения платной парковки или парковки для инвалидов приходилось использовать две таблички, теперь будет достаточно одной.
Отмена скидки на «Госуслугах»
До недавнего времени оплата госпошлин через портал «Госуслуги» была намного выгоднее, чем любыми другими способами. Действовала отличная скидка в 30%, то есть цены на государственные услуги были почти в полтора раза ниже.
Но любая сказка когда-нибудь заканчивается. Изначально столь необычный для нашего государства «реверанс» был связан со стремлением привлечь россиян к пользованию услугами портала.
Судя по всему, это задача была успешно решена, «Госуслуги» завоевали в рунете необходимую популярность. Теперь, к примеру, за перерегистрацию автомобиля вы заплатите онлайн столько же, сколько в офисе банка или через банкомат.
Отмена отсрочки на оформление ОСАГО для беженцев
И вновь возвращаемся к ОСАГО. На этот раз грустные новости для граждан ДНР, ЛНР и других западных территорий, которые прибыли в Россию со статусом беженцев.
С 1 января для них больше не действует отсрочка в 90 дней на оформление полиса ОСАГО. А значит, беженцы обязаны приобрести его в течение 10 дней после пересечения госграницы.
Изменение порядка начисления транспортного налога на роскошь
Еще недавно, в конце 2022 года, ФНС считала роскошными автомобили стоимостью свыше 3 млн рублей. Владельцы таких машин были обязаны уплачивать транспортный налог по повышенным ставкам:
- 1,1 — для авто стоимостью от 3 до 5 млн рублей;
- 2 — для машин от 5 до 10 млн рублей;
- 3 — для ТС дороже 10 млн рублей.
В связи с катастрофическим ростом цен на автомобили такой подход стал неуместен. В самом деле, называть излишне роскошными Kia или китайский Chery, пусть даже новых и в топовой комплектации, — по меньшей мере странно.
К счастью, ФНС признала необъективность такого подхода и полностью отменила два первых уровня налога на роскошь. Однако владельцы машин дороже 10 млн рублей в 2023 году заплатят налог по той же тройной ставке, что и год назад.
Как видно, 2023 год обещает быть богатым на законодательные новшества в сфере оптимизации дорожного движения. Мы надеемся, что они повысят безопасность на дорогах и одновременно не ударят сильно по вашему карману.
Информация о текущих тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Для тех, кто ценит свое времяПодпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Наказание за езду по встречке и серьезное превышение ужесточили
Дмитрий Сергеев
разобрался, кому бояться новых изменений в УК
Профиль автора
Президент подписал закон об изменениях в уголовном кодексе — теперь злостные нарушители ПДД рискуют кроме крупного штрафа получить судимость и даже лишиться свободы на срок до трех лет.
В группе риска водители, которых дважды привлекали к административной ответственности за выезд на полосу встречного движения и значительное превышение скорости. Третье такое нарушение обернется уголовной статьей, а не очередным крупным штрафом.
Как перестать беспокоиться о деньгах, наладить с ними отношения и двигаться к целям и мечтам Изучить
До новых изменений в УК РФ водителя можно было привлечь к уголовной ответственности за неоднократное вождение в пьяном виде и нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью или смерть потерпевшего. Эти нормы не изменились и сейчас.
Если водителя уже судили за ДТП в состоянии опьянения, в котором человек погиб или получил тяжкий вред здоровью — за повторное вождение в пьяном виде накажут еще строже.
Штраф составит от 300 000 до 500 000 Р, а срок лишения свободы — до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до шести лет.
Обычно «определенная деятельность» в таких случаях — все, что связано с управлением транспортом.
Другие нарушения ПДД раньше находились в сфере действия кодекса об административных правонарушениях. За них в основном штрафуют или лишают прав.
В уголовном кодексе появилась статья 264.2, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение ПДД для водителей, которых ранее уже дважды подвергали административному наказанию и дважды лишали прав.
Санкции — от штрафа до лишения свободы. Наказание будет строже, если человека уже судили по новой статье, а он снова превысил скорость более чем на 60 км/ч или выехал на встречку.
Первая судимость по статье 264.2
Повторная судимость по статье 264.2
Штраф от 200 000 до 300 000 Р или в размере зарплаты или иного дохода за период от года до двух лет
Штраф от 300 000 до 500 000 Р или в размере зарплаты или иного дохода за период от двух до трех лет
Обязательные работы на срок до 480 часов
Исправительные работы на срок до 3 лет
Принудительные работы на срок до 2 лет
Принудительные работы на срок до 3 лет
Лишение свободы на срок до 2 лет
Лишение свободы на срок до 3 лет
Дополнительно — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет
Дополнительно — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 6 лет
По новой статье к уголовной ответственности водителя могут привлечь, если нарушение зафиксируют сотрудники ГИБДД. Если выезд на встречку или превышение попадут на камеру в автоматическом режиме — водителя просто оштрафуют по КоАП РФ.
Но, допустим, материалы по нарушениям поступили в суд, и судья рассмотрел их в том же порядке — 11, 12 и 13 января. Но 13 января привлечь водителя к уголовной ответственности все еще нельзя — ни одно из предыдущих решений в силу не вступило.
На обжалование у водителя есть 10 суток со дня получения копии постановления суда. Если водитель решит обжаловать постановление — срок снова сдвигается, теперь уже до вынесения решения судом второй инстанции.
А раз так — то водитель все еще не считается привлеченным к административной ответственности. Оснований для уголовной ответственности пока нет.
А если водитель в суде добьется отмены постановлений, их не будет вовсе.
Но представим другую ситуацию — 1 января водитель гнал 180 по городу, попался сотрудникам, дело поступило в суд, и 1 февраля решение вступило в законную силу. Но водитель снова решил прокатиться с ветерком — 2 февраля попался с превышением скорости под 200 и снова оказался в суде, решение которого вступило в законную силу 1 марта.
На этом его лимит административных правонарушений закончился — поездка по встречной полосе как минимум в течение года будет означать судимость по уголовной статье, потому что «повторником» он считается со дня вступления решения суда в законную силу.
Если хоть одно постановление вступило в законную силу, а год со дня исполнения наказания еще не прошел, то каждое последующее нарушение считается повторным, и очередной выезд на встречку и превышение более чем на 60 км/ч приближает водителя к уголовной ответственности. Если же постановление вступило в законную силу, а водитель свое удостоверение не сдал или не уплатил штраф, у него будет меньше шансов избежать уголовной ответственности.
Если постановление вступило в силу, прошел год, а человек ничего не нарушил — считается, что он исправился. В этом случае следующее нарушение нельзя считать повторным.
Изменения никак не повлияют на тех, кто не нарушает правила систематически.
Для «серийных» любителей крупных превышений и езды по встречке рисков станет больше — теперь отделаться штрафом получится не всегда. Если третье нарушение зафиксируют сотрудники ГИБДД, есть риск лишиться свободы.