Изменения

Чёрный список и отказ продать полис ОСАГО — что делать?

С каждым днем в России все больше полисов ОСАГО продается через интернет. Но сохраняется главная проблема — ошибки и неточности в базе РСА (Российский союз автостраховщиков), приправленные периодической недоступностью этой базы.

В результате все потенциальные покупатели онлайн-страховок разделились на два лагеря. У одних все получается четко и быстро с первого раза (потому что их данные в базе верны), другие встречаются с неверными данными о себе в базе и либо не могут купить онлайн-полис, либо делают это с большим трудом.

Чёрный список и отказ продать полис ОСАГО — что делать?

Впрочем, база РСА — не статичная вещь. Она постоянно меняется и данные в ней актуализируются по мере заключения новых договоров ОСАГО. Поэтому с каждым годом ситуация будет улучшаться.

Кстати, если вы рассматриваете покупку интернет-страховки в будущем, то имеет смысл в этом году при покупке бумажного полиса удостовериться, что агент или сотрудник страховой компании корректно ввели данные о вас и о вашей машине в систему.

Чтобы на будущий год минимизировать проблемы с е-ОСАГО.

Что еще нужно знать, планируя покупку ОСАГО через интернет: 7 важных вопросов и понятных ответов.

1. Покупка ОСАГО онлайн: будет ли отличаться цена?

Де-юре цена ОСАГО при покупке онлайн и оффлайн отличаться не должна. Но на практике возможны варианты, о которых я сейчас расскажу.

Стоимость ОСАГО в каждой страховой в каждом регионе для каждой категории (легковые для физлиц, грузовики и прочее) фиксирована и одинакова как для онлайн-полисов, так и для бумажных полисов. Причем не важно, покупаете ли вы бумажный полис в офисе или у агента. Тарифы публикуются официально для каждого региона и для каждой категории на сайте страховой компании.

Но у страховых компаний сейчас есть “свобода” в определении тарифа в рамках 20%-ого тарифного коридора! То есть в одном регионе у разных страховых может быть немного разная цена. Но в одной страховой в одном регионе тариф должен быть одинаков везде. У меня на сайте онлайн-калькулятор считает стоимость ОСАГО именно с учетом этого.

Однако на практике в регионах, где рынок ОСАГО убыточен (а это в основном Юг России и Поволожье), страховые компании могут “тормозить” продажу бумажных полисов, навязывая дополнительные услуги.

Чёрный список и отказ продать полис ОСАГО — что делать?

В результате получается, что купить ОСАГО в этих регионах по “честному” тарифу затруднительно, агенты и офисы продаж включают в стоимость дополнительные риски. И для жителей этих регионов онлайн-ОСАГО (которое продается строго в соответствии с официальным тарифом) де-факто дешевле.

А вот для жителей двух столиц, Сибири или Калинингада, например, разницы нет.

2. Какие страховые компании уже продают ОСАГО через интернет?

Реально сейчас работают сервисы по продаже е-ОСАГО только у 14 компаний. Это РЕСО-Гарантия, ВСК, Московия, Уралсиб Страхование, ЕВРО-ИНС, Ренессанс Страхование, ЭРГО-Русь, Зетта, ХОСКА, Либерти Страхование, Альфа Страхование, Интач Страхование, Партитет СК, Энергогарант. Ранее сервисы работали у Рогосстраха и Тинькофф Страхование, но были временно закрыты.

При этом примерно половина компаний из списка только продляет полисы в электронном виде, а большинство компаний страхуют через Интернет только жителей тех регионов, в которых у них есть филиалы.

Таким образом в большинстве регионов России купить новую электронную страховку можно, по сути, только у РЕСО и ВСК. На них и приходится основной объем продаж е-полисов. Менее крупная, но всё равно относительно большая филиальная сеть у Московии и ХОСКА, там тоже можно пытаться купить е-ОСАГО. У житилей Москвы и Санкт-Петербурга меньше всего проблем и наибольший выбор.

Но ситуация должна кардинально поменяться с 1 января 2017 года. В июле президент подписал закон, который делает с нового года обязательной продажу электронных страховок ОСАГО (сейчас это только право страховых компаний, но не обязанность).

*Данная информация актуальна на конец июля 2016 года.

3. Кто не сможет купить ОСАГО онлайн?

Чёрный список и отказ продать полис ОСАГО — что делать?

Чтобы купить е-ОСАГО должны выполниться минимум два условия: информация о страхователе и о машине должна быть в базе РСА (Российского союза автостраховщиков).

Кроме того, введенная страхователем на сайте информация должна совпадать с теми данными, которые занесла в базу РСА его последняя страховая компания.

Это значит, что страхователь и его машина за последний год должны были фигурировать в каких-либо договорах ОСАГО. Необязательно в одном и том же.

Но тут есть важная оговорка — данные о вас и о машине не должны меняться, иначе при попытке купить электронный полис данные не пройдут проверку по АИС РСА. То есть если страхователь, к примеру, сменил адрес регистрации или у машины поменялось свидетельство о регистрации, то застраховать не получится.

https://www.youtube.com/watch?v=uXtNTbIB_ww\u0026pp=ygVl0KfRkdGA0L3Ri9C5INGB0L_QuNGB0L7QuiDQuCDQvtGC0LrQsNC3INC_0YDQvtC00LDRgtGMINC_0L7Qu9C40YEg0J7QodCQ0JPQniDigJQg0YfRgtC-INC00LXQu9Cw0YLRjD8%3D

Формально такой ситуации не может быть, так как при смене каких-либо данных страхователь должен уведомить страховую компанию и изменить данные в полисе. Но так как на практике это мало кто делает, то и в базе содержится “старая” информация, а из-за этого не получается купить е-полис на машину после переезда, к примеру.

В случае покупки страховки с ограниченным списком водителей необходимо третье условие — чтобы данные про водителей также были в базе РСА. И необходим действующий техосмотр (или машина должна быть моложе 3 лет).

В случае если вы покупаете подержанную машину и хотите оформить е-полис, чтобы предъявить её при перегистрации на себя, то у вас не получится это сделать.

Точнее говоря, вы сможете купить е-полис на старого хозяина как на собственника, но в ГИБДД его у вас не примут, так как недавно Верховный Суд разъяснил, что при постановке на учет автомобиля в полисе ОСАГО должен быть вписан уже новый владелец.

Кроме того, база РСА несовершенна и содержит много ошибок. Поэтому на практике пройти проверку данных иногда не могут и те водители, которые страхуют одну и ту же машину из года в год и у которых не менялись никакие данные.

В этом случае, чтобы узнать что за данные лежат в базе РСА можно обратиться к своему текущему страховщику (где вы оформляли полис ОСАГО в прошлом году) и попросить его перепроверить и выгрузить заново верные данные в базу РСА. Некоторые страховые компании даже делают это по телефону, некоторые — требуют визита в офис. Но это надо сделать до окончания действия прошлогоднего полиса ОСАГО.

4. Как сотрудники ДПС будут проверять полис ОСАГО, купленный онлайн?

Чёрный список и отказ продать полис ОСАГО — что делать?

Изначально специально для проверки электронных полисов страховщики дали доступ МВД в свою базу (это было в июне 2015 года), чтобы они через планшет (в крупных городах, где патрульные машины ими оборудованы) или по рации через диспетчера могли проверить е-полис и его актуальность по его номеру. А бумажные полисы проверяли “по старинке”, контролируя водяные знаки на предъявленном бланке.

Но сейчас ГИБДД уже начинает “пробивать” по электронной базе и бумажные полисы. А с учетом обилия фальшивок, эта практика будет только расширяться!

В общем случае: ПТС и свидетельство о регистрации на машину, паспорт собственника, водительские права (если покупаете ограниченную страховку).

Желательно также иметь под рукой: прошлогодний полис ОСАГО и диагностическую карту (если машину старше 3 лет).

5. С какими проблемами сталкивают водители при оформлении ОСАГО онлайн?

Главная проблема — невозможность пройти проверку по базе РСА, из-за ошибок в ней или из-за ошибок при вводе данных. По разным оценкам, в том числе от представителей страховых компаний, от 70% до 90% водителей встречаются с такой проблемой.

6. Работает ли европротокол для полисов, купленных онлайн?

Электронный полис ОСАГО — это такой же полноценный договор страхования, всеми законами он приравнен к обычному бумажному полису. Поэтому и процедура оформления ДТП по “европротоколу” работает в случае е-полиса.

Единственный нюанс. Так как по внешнему виду распечатанного е-полиса нельзя понять, действителен он или нет, то я рекомендую в случае ДТП с обладателем е-полиса сразу на месте проверить его ОСАГО по базе РСА по номеру.

Это можно сделать со смартфона через Интернет на многочисленных интернет-сервисах. Впрочем, с учетом распространенности фальшивых бумажных полисов ОСАГО, такую проверку лучше делать при любом ДТП, в котором вы не виноваты.

7. С июля 2016 вводится новая форма полиса ОСАГО: как это повлияет оформление через интернет?

Чёрный список и отказ продать полис ОСАГО — что делать?

Напрямую это не повлияет, так как меняется только форма бумажного бланка. Но косвенно это может подтолкнуть продажи е-ОСАГО по следующим причинам:

1) Представители страховых компаний обещали, что сразу после ввода нового бланка ГИБДД будет массово на дорогах проверять по электронной базе полисы старого образца. Это означает, что и инспекторы ДПС, и водители привыкнут к формату проверки “по базе” (а не “по бланку”), что позволит переломить недоверие некоторых водителей и сотрудников ГИБДД к электронному полису.

2) Если на рынке фальшивых страховок случится кризис (на это и рассчитывают в РСА), то часть неудовлетворенного спроса “уйдет” в Интернет.

3) Недостаток бланков нового образца у агентов или в офисах продаж страховых компаний может стимулировать новые компании запускать услугу е-ОСАГО.

С другой стороны, если борьба с фальшивками через замену бумажных бланков удастся, то в среднесрочной перспективе это улучшит ситуацию на рынке ОСАГО в “проблемных” регионах. Это, в свою очередь, может привести к уменьшению спроса на интернет-страховки (из-за того, что в “оффлайне” перестанут навязывать дополнительные виды страхования).

Что нужно сделать для того, чтобы не оказаться владельцем поддельного полиса ОСАГО — читайте в блоге эксперта по страхованию.

Мнение авторов Сообщества может не совпадать с официальной позицией организации «Росконтроль». Хотите дополнить или возразить? Можно сделать это в х или написать собственный материал.

Действия если у виновника ДТП фальшивый полис ОСАГО

Черный список осаго причины отказа

Обновлено: 17.07.2023

Сегодня сотни автовладельцев не смогли сесть за руль. Срок полиса ОСАГО истек, а купить новый им не позволили. Столичные страховые агенты отказываются сотрудничать с приезжими, мол, уезжают на родину, там попадают в ДТП, платить приходится московским отделениям, а это портит статистику и лишает премий. Конечно, это не официальные причины отказа, водителей выпроваживают за порог под предлогами, что закончились бланки или сломался компьютер

В том, какими необязательными могут быть агенты обязательного автострахования, Игорь Алёшин убедился на личном опыте. На безрезультатные попытки получить новый полис ОСАГО он потратил уже несколько дней.

Менеджеры в московских офисах отказываются оформлять документ, как только узнают, что прописан мужчина не в столице. Правда, не напрямую, но отговорки находят.

Теперь каждую встречу водитель записывает на камеру мобильного телефона.

Автомобилист Алёшин отстаивает честь и право на полис, апеллирует и взывает к порядочности агентов. Аргументы водителя железные: на основании федерального закона каждый, кто называет себя автостраховщиком, обязан выдать ОСАГО, но и тут происходит непредвиденное — внезапно ломается компьютер.

Действующий менеджер по продажам ОСАГО попросил изменить голос и не показывать лицо, ведь если в офисе узнают, что он осмелился открыть секреты, — в лучшем случае уволят. Он рассказал корреспонденту Антону Талпе, что существует некий черный список городов и регионов, где чаще случаются ДТП, после которых страховым компаниям приходится серьезно раскошеливаться.

Если страховой агент — человек совестливый, ему все равно не дадут действовать наперекор руководству. Приказам начальства не оформлять автостраховку приходится подчиняться, иначе серьезные проблемы могут возникнуть у самого сотрудника.

Читайте также:  Как купить б/у автомобиль юридически правильно?

Оформляйте полисы ОСАГО на свой автомобиль в нашем сервисе.

В некоторых регионах покупка полиса ОСАГО может стать проблемой. Дело в том, что страховые компании ранжируют субъекты федерации в зависимости от того, насколько выгодно здесь вести бизнес.

И если регион признан невыгодным, водителю может быть трудно выполнить то, что он обязан сделать по закону — оформить автостраховку. Такие закрытые регионы можно разделить на две основные категории.

Давайте разберемся, чем они отличаются и как быть, если вы испытываете сложности с покупкой полиса в одном из них.

Токсичные регионы: значение термина и список

Токсичными признают города и области, где очень распространены различные махинации с ОСАГО. Поскольку мошенники получают выплаты нелегальным путем, концентрация ДТП в таких регионах не повышается, а вот сама сумма выплат по страховкам может быть в два раза больше, чем поступающие страховые взносы.

Если брать статистику по ОСАГО на 2019 год, к этой категории можно отнести Адыгею, Камчатский край, Башкортостан, Архангельскую, Челябинскую и Ивановскую области и ряд других регионов.

Убыточные регионы: чем отличаются от токсичных?

В этих регионах страховые выплаты тоже превышают взносы, но это уже не связано с мошенничеством, а больше зависит от количества ДТП и размеров выплат.

Список убыточных регионов (как и токсичных) составляет и обновляет Российский союз автостраховщиков (РСА). Он же старается предложить меры по тому, как уравновесить компенсации и выплаты.

На практике же компании чаще всего вынуждены “перекрывать” убытки от одних территорий прибылями с других.

К убыточным относятся Кировская, Саратовская, Ростовская области, Мордовия, Ставропольский край и ряд других.

Чёрный список и отказ продать полис ОСАГО — что делать?

Каков территориальный коэффициент в подобных регионах?

Территориальный коэффициент — цифра, на которую умножается базовая стоимость ОСАГО наряду с такими показателями, как коэффициент бонус малус (КБМ), коэффициент возраст-стаж, коэффициент за технические характеристики ТС. Благодаря более высокому территориальному коэффициенту возрастает итоговая стоимость страховки. Приводим таблицу с коэффициентами в ряде проблемных и убыточных регионов по ОСАГО на 2020 год:

Регион РФ Значение коэффициента для автотранспорта
Адыгея 1,3
Башкортостан
Уфа 1,8
Октябрьский, Благовещенск 1,2
Стерлитамак, Туймазы 1,3
Ишимбай, Салават, Кумертау 1,1
Мордовия
Саранск 1,5
Рузаевка 1,2
Архангельская область
Архангельск 1,8
Северодвинск 1,7
Котлас 1,6
Ивановская область
Иваново 1,8
Кинешма 1,1
Кировская область
Киров 1,4
Кирово-Чепецк 1,2

Как видите, коэффициент везде выше единицы — это означает, что он будет увеличивать стоимость полиса. Для примера давайте рассмотрим страхование одного и того же ТС одним и тем же водителем в “закрытом” и обычном регионах.

Примеры расчета страховки

Допустим, речь идет о легковом авто с мощностью двигателя — 90 л.с. Стаж вождения у владельца ТС — 5 лет, его возраст — 30 лет, 5 класс КБМ. Страховка оформляется не открытая (только на владельца), ее срок — 12 месяцев. Также предположим, что базовый тариф в обоих регионах, о которых пойдет речь, одинаков и равняется 4 911 рублей.

Город без высокого территориального коэффициента, не являющийся проблемным — Елец в Липецкой области, здесь коэффициент равен единице.Цена полиса в таком случае = 4911 * 1 (территориальный коэффициент) * 1 (за то, что страховка ограничена) * 0,85 (КБМ) * 1,04 (коэффициент возраст — стаж) * 1,1 (коэффициент за мощность двигателя) * 1 (коэффициент за срок действия полиса)

Итого полис обойдется всего лишь в 4 775 рублей.

А вот в Архангельске, где коэффициент равен 1,8, картина будет совсем другой (даже с учетом того, что остальные данные совпадают):

4911 * 1,8 * 1 * 0,85 * 1,04 * 1,1 * 1 = 8 595 рублей. Разница в цене почти в два раза!

Почему сложно купить ОСАГО для проблемного региона?

Просто заполните все поля в форме на этой странице и дождитесь расчета стоимости полиса в ведущих компаниях.

Итоговая цена может быть разной в зависимости от конкретной страховой, ведь помимо установленных коэффициентов есть еще и базовая стоимость, которую компания назначает сама в рамках тарифного коридора.

Выбирайте самый выгодный вариант, оплачивайте картой – готово. В течение нескольких минут е-ОСАГО будет у вас на электронной почте.

Четыре года назад брательник попал в аварию — в зад влетел самосвал. «Отделался» ушибами и сотрясением, автомобиль в утиль. Долго судился со страховой виновника. Подробностей не знаю, вроде отсудил какие-то деньги. На днях пришлось идти страховать ребенка. Времени было мало и он пришел в ближайший офис, отмеченный на карте в смартфоне.

Как вы уже поняли, это был офис той-самой страховой. Брата обслуживать отказались, заявив что он у них в черном списке.

У меня пара вопросов. Это нормальная практика в страховых компаниях? Законны ли подобные списки?

UPD/ Сейчас переговорил по телефону о подробностях, в страховой напрямую не отказывали, но он был отмечен красным цветом в программе. Агент объяснил что это требовало дополнительных согласований и ему дали понять что он не получит одобрения в любом случае.

Чёрный список и отказ продать полис ОСАГО — что делать?

Реакция чиновников на нашу статью о невозможности купить ОСАГО была недоуменной: так, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов сказал, что не слышал о подобной проблеме от водителей-частников. Однако после выхода статьи мы получили обширную обратную связь от читателей, из которой можно понять, каким именно автовладельцам чаще всего отказывают страховые. Проблема выглядит системной и всё более повсеместной.

Ранее мы рассказывали, как страховые отказывают в оформлении полиса молодым водителям и автомобилистам с высоким коэффициентом бонус-малус (КБМ).

Нежеланные старики

— Я клиент не проблемный, в авариях за 29 лет стажа не участвовал, деньги из страховых не выколачивал. Автомобиль у меня в отличном техническом состоянии, пусть и довольно возрастной. В чем дело — не пойму, но застраховать онлайн не удалось: всё время выдает ошибку.

А когда приехал в офис, там очередь как в мавзолей, и, судя по лицам отфутболенных клиентов, ясно, что я не один такой. Поехал в другую страховую, потом в третью. В конце концов в одной компании сказали, мол, давайте попробуем.

Через три часа штурма постоянно зависающей системы мне удалось получить долгожданный полис. Не ожидал таких мытарств.

В Карачаево-Черкесии владелец Subaru Impreza 2008 года выпуска столкнулся с откровенным отказом в страховой, где покупал полис последние шесть лет:

— Они мне прямым текстом сказали, что больше не страхуют машины старше 2010 года, дескать, у них есть свои риски, а такие машины часто попадают в аварии. Я написал им претензию, но вот уже прошло два месяца, а ответа нет. Да, езжу пока без страховки — ну а что делать?

Ранним утром перед офисами страховых снова начали выстраиваться люди

Проблемы — во многих регионах

Жалобы поступают нам из разных частей России, например, житель Владивостока рассказал, что уже почти две недели пытается оформить страховку, но всё время на последней стадии происходит технический сбой. Еще хуже ситуация в Кызыле (республика Тыва). Вот как описывает свои попытки купить полис местный житель:

  • По словам жителя, проблема распространена и на нее жалуются многие знакомые.
  • — Сейчас с ОСАГО полный бардак, а если застрахуешь, то еще проблема будет страховое возмещение получить, — резюмирует он.
  • Другой автомобилист из Челябинска иронизирует:
  • С проблемами по-прежнему сталкиваются и молодые водители или их близкие. Инвалид из Новосибирска рассказал нам свою историю:

— Страховой агент по месту жительства не может добавить в полис моего сына, говорит, что я должен явиться в главный офис лично, а это далеко и для меня проблематично. Сын получил права в июле 2021-го, и страховать его просто отказываются. Местному агенту грозят увольнением, если он впишет моего сына в полис.

Ищем альтернативные пути

Житель Челябинска рассказал, как ему удалось купить полис в обход страховой:

— Я клиент одной и той же страховой уже много лет, при том имею максимальную скидку — КБМ у меня равен 0,5.

Приехал оформлять очередной полис, но произошел якобы сбой программы, менеджер три или четыре раза пыталась ввести данные, но безуспешно. Предложила оформить полис самостоятельно.

Самое удивительное, что дома оформил е-ОСАГО без проблем, правда, на 300 рублей дороже. Может быть, в этом всё дело?

  1. Но и с е-ОСАГО возникает много проблем, например, опытный водитель написал нам следующее:
  2. Зачастую не помогает и электронное оформление полиса: владелец этого Volvo с большим стажем так и не смог получить е-ОСАГО из-за перманентной ошибки
  3. Еще один автомобилист, прочитав комментарии представителя РСА об отсутствии глобальных сложностей на рынке ОСАГО, отреагировал так:

— Да он просто лукавит! Я лично сталкивался с проблемами в оформлении полиса ОСАГО, лично писал жалобы в РСА и Банк России, но так и не получил ответа ни разу. Обращался раза четыре. Причина была, скорее всего, в завышенном коэффициенте бонус-малус у жены.

Таксистов зарядили на деньги

В РСА признали, что если и получают жалобы, то в основном от водителей такси. Помимо невозможности купить ОСАГО ряд таксистов отмечает резкий рост стоимости страховки.

— У меня Skoda Rapid с двигателем 1,6 литра, сам за рулем с 1992 года, в авариях не был, но если в прошлом году страховка стоила 22 тысячи, то сейчас без малого 34 тысячи, это нормально вообще? — возмущается таксист Александр.

Для такси расчет стоимости полиса производится по той же схеме, что и для обычных машин, однако максимальное значение базового тарифа составляет 9619 рублей против 5436 рублей, то есть страховка при прочих равных почти вдвое дороже и может превышать 50 тысяч рублей.

— В первую очередь можно отметить Татарстан, Приморский край и Челябинскую область — регионы, откуда поступают сведения о сложностях при покупке ОСАГО, — говорит он.

— Наибольшее число их идет от водителей такси, которые сами зачастую не горят желанием приобретать страховые полисы и скрывают от страховщиков факт коммерческого использования автомобиля.

Владельцы такси занимают первое место среди самых убыточных сегментов страхователей ОСАГО.

— Нужно расширение тарифного коридора и формирование стоимости ОСАГО по рыночным принципам. Кроме того, необходима работа по снижению аварийности.

Уже сегодня представители страхового рынка в лице Российского союза автостраховщиков нашли способ снизить градус напряжения и сделать полисы обязательной автогражданки доступнее для автомобилистов с высокими коэффициентами аварийности.

Будет создан перестраховочный пул компаний, а выплаты высокорисковым категориям водителей планируется распределять между этими страховыми компаниями. В любом случае это решение является вынужденной и временной мерой, принятой в силу обстоятельств.

Штраф дополнили арестом

Штраф за езду без ОСАГО составляет 800 рублей, но в последнее время появилась более хитрая практика: при первой остановке инспектор ГИБДД выписывает водителю требование не садиться за руль автомобиля без действующего полиса ОСАГО, а при повторном инциденте оформляет постановление по статье 19.3 КоАП за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. За это грозит крупный штраф или арест на срок до 15 суток.

Читайте также:  Можно ли ездить на зимней резине летом и штраф в 2023?

Петр Шкуматов считает такой подход правильным и настаивает на ужесточении наказания за езду без полиса.

— По моему мнению, одного штрафа было недостаточно для борьбы с автовладельцами, которые принципиально не покупают страховку.

Из-за незначительности наказания большинство нарушителей не понимали всю серьезность нарушения, поэтому я считаю, правоохранители приняли абсолютно верное решение по ужесточению наказания: если после получения предписания отказаться от вождения без ОСАГО водитель снова попадет в поле зрения сотрудника ГИБДД, то, помимо еще одного штрафа, его ждет наказание по статье 19.3 КоАП вплоть до административного ареста на срок до 15 суток.

Остается, правда, неясным, что делать водителям, которые не могут оформить полис ОСАГО из-за строптивости самих страховых.

Как заставить страховую продать полис

Представитель РСА Сергей Ефимов подчеркнул, что законных оснований для отказа у страховых нет:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов.

— Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Куда жаловаться? Во-первых, отправьте обращение в интернет-приемную Банка России или задайте вопросы по телефону горячей линии (звонок по России бесплатный). Во-вторых, направьте жалобу в адрес Российского союза автостраховщиков.

Страховые компании стали отказывать в заключении ОСАГО: почему так происходит и что делать потребителям

Отказ страховщика выдать полис «автогражданки» является неправомерным. Это в равной степени касается ОСАГО для такси, мотоциклов, легковых авто и грузовиков. Эксперты уверены, что подобные страховые компании необходимо наказывать.

Напомним, в соответствии с пунктом 1.5 Положения Центробанка № 431-П от 19 сентября 2014 года, страховая компания не просто может, но обязана заключить договор ОСАГО (то есть продать страховой полис) любому клиенту, который обратился с соответствующим заявлением и предоставил необходимый пакет документов.

Кто у страховщиков в черном списке

На практике же, как отмечается автоюристом Львом Воропаевым, владельцы определенных транспортных средств действительно сталкиваются с массовой дискриминацией. И помимо мотоциклистов, отказы в заключении договора часто приходится выслушивать водителям микроавтобусов и небольших грузовиков.

Причина подобного отношения кроется в убыточности такого транспорта для страховой компании. Сумма страхового возмещения гораздо выше прибыли от продажи ОСАГО. Поэтому страховщики всеми возможными и невозможными способами стремятся избежать оформления нерентабельных договоров «автогражданки».

По словам адвоката Сергея Радько, иногородние автовладельцы также в черном списке у страховщиков. Дело в том, что продавец полиса не может точно определить район, где будет курсировать транспортное средство, и не представляет локацию, в границах которой потребуется возмещение ущерба при ДТП.

Проблемными клиентами считаются и таксисты. Поэтому стоимость ОСАГО для них откровенно задрана. Так, самые бюджетные авто — Volkswagen Polo и Hyundai Solaris — страхуют минимум за 60 000 рублей.

Страховые компании в большинстве своем уверены, что эти машины круглосуточно колесят по заказам, а за рулем сидят люди с иностранными водительскими правами либо россияне без опыта вождения.

В таких условиях риски ДТП взлетают вверх, что непосредственно отражается на стоимости «автогражданки».

Удивительно, но в последнее время обычные автовладельцы также сталкиваются с отказом страховых компании от заключения договора ОСАГО.

А всё потому, что сегмент обязательного страхования многими игроками на этом рынке всё больше воспринимается как убыточный.

По мнению Льва Воропаева, причиной столь удручающих выводов стало резкое удорожание запчастей, используемых при восстановительном ремонте.

Мотоциклисты особо «любимы» страховщиками — отказы в заключении договора ОСАГО тут носят систематический характер. Конечно, вовсе не обязательно выяснять отношения в офисе, можно попробовать купить полис дистанционно. Но и тут, как отмечается Сергеем Радько, страховая чутко отслеживает клиентов. И нередко попытка приобрести страховку на мотоцикл сразу вызывает «технические проблемы».

Что же делать?

Эксперты советуют отправляться в офис страховщика и требовать заключения договора. При этом снимать всё происходящее на видео (в том числе фиксируя отказ и надуманное обоснование), сообщая о намерении пожаловаться в Центробанк и гарантированном штрафе, который получит страховая.

А затем действительно следует обратиться в Центробанк с заявлением о нарушении пункта 1.5 Положения ЦБ № 431-П от 19 сентября 2014 года. Подобные жалобы сегодня внимательно отслеживаются. Напомним, что отказ страховой компании от заключения договора ОСАГО является правонарушением, предусмотренным статьей 15.34.1 Административного кодекса, и карается штрафом 100 000–300 000 рублей.

Причем пожаловаться главному финансовому регулятору страны можно и на полученный отказ в офисе, и на «технический сбой» при попытке оформить ОСАГО онлайн.

Дело в том, что, согласно пункту 1 Указаний Центробанка № 4191-У от 14 ноября 2016 года, страховая обязана с помощью резервных технологических средств исключить длительные проблемы в работе своего интернет-ресурса.

Длительными проблемами в данном случае является 30-минутная недоступность сайта в течение суток. И если время подписаний больше получаса, вы также вправе сообщить Центробанку о невозможности заключения договора ОСАГО в электронном виде. Это станет еще одним поводом для проверки страховщика и основанием для новых штрафных санкций за фактический отказ от продажи полиса.

Чёрный список и отказ продать полис ОСАГО — что делать?

10 приемов, которые используют страховые компании, чтобы отказать вам в полисе ОСАГО

Банки.ру проанализировал отзывы в «Народном рейтинге» и выявил десять основных приемов, с помощью которых страховая компания избегает заключения договора ОСАГО. Большая часть из них законны, но встречаются и совершенно абсурдные поводы для отказов.

Обязательное страхование гражданской ответственности водителя авто, которое изначально воспринималось как мощный толчок для развития рынка страхования в России, спустя 14 лет превратилось в свою противоположность.

Из 200 компаний-автостраховщиков осталось менее 60, даже крупные и более-менее стабильные компании сдают портфели на ОСАГО.

А те, кто остался на рынке, играют в пинг-понг страхователями, чтобы уберечься от растущих убытков и избежать судьбы недавнего лидера рынка.

https://www.youtube.com/watch?v=uXtNTbIB_ww\u0026pp=YAHIAQE%3D

По данным Российского союза страховщиков (РСА), в январе — июле 2017 года объем начисленных премий по ОСАГО составил 130,242 млрд рублей, сократившись на 3% к аналогичному периоду прошлого года, а сумма выплат за тот же период увеличилась на 27% — до 112,545 млрд рублей. Число урегулированных случаев выросло за год на 62 тыс. на фоне снижения числа аварий, по данным ГИБДД.

«По информации, которую мы получаем по линии ГИБДД, мы видим хороший тренд, что количество аварий снижается. Однако страховщики отмечают рост урегулированных случаев, что противоречит здравому смыслу.

Причиной мы считаем активность мошенников на этом рынке, которые предоставляют фальсифицированные документы по ДТП, которых на самом деле не было.

Особенно такая практика распространена при урегулировании случаев в рамках европротокола», — отмечает президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Все это говорит о том, что ситуация в «автогражданке» продолжает усугубляться и близка к критической. Катастрофичность ситуации в ОСАГО признают уже не только сами страховщики, но и регулятор, которого, впрочем, волнует еще и доступность услуги в различных регионах страны.

С введением обязательности e-ОСАГО с доступностью стало получше (всего продано более 3,9 млн электронных полисов).

Однако клиенты страховых или те, кто хотят ими стать, в один голос жалуются на то, что компании используют любые возможности, чтобы уменьшить свою долю на этом рынке. Причем уже не только за счет нежелательных клиентов.

Бывшему лидеру рынка — в конце августа перешедшей под контроль Центробанка компании «Росгосстрах» удалось за год, с июня 2016 по июнь 2017 года, снизить свою долю на рынке ОСАГО с 31% до 12%.

Итак, что делают страховые компании, чтобы вам не достался полис ОСАГО.

1. Имитация или организация технических сбоев

При продаже е-ОСАГО страховщики, которые обязаны обеспечить бесперебойность работы сервиса, все равно умудряются организовывать «технические сбои». Таким образом, страхователь перекидывается на другую компанию.

В результате он может заключить договор со случайно выбранной страховой компанией либо вообще уходит с сайта страховой компании.

Разработанная РСА и запущенная в июле система «E-Гарант», когда при технических сбоях на сайте страховщика договор на ОСАГО заключается и оплачивается через сайт РСА, безусловно, ситуацию с доступностью полисов улучшила. Но уже появились жалобы и на саму систему гарантирования.

Иногда доходит до смешного, когда круг замыкается и система перенаправляет человека на тот же сайт, куда он изначально обращался. Это, конечно, явный сбой системы.

Интересно, что и сотрудники офлайн-офисов компаний — по отзывам несостоявшихся клиентов, очень часто ссылаются на неработающую программу.

Справедливости ради нужно отметить, что при одновременном обращении к базе РСА сотен и тысяч клиентов система действительно дает сбои: она изначально не была рассчитана на такую нагрузку.

Также множество жалоб страхователей на не проходящие платежи, не приходящие на почту полисы, невнесение оплаченного договора в базу РСА — можно отнести к техническим сбоям.

2. Нечитаемая капча

В этом случае формально технического сбоя нет, клиент никуда не перекидывается. Он с маниакальным упорством старается угадать, какие символы нужно ввести, обновляет страницу, снова пытается, снова не попадает. И так до тех пор, пока не лопается терпение. Самую неожиданную жалобу на нашем портале оставил клиент, которому сайт выдал черную капчу на черном фоне.

3. «Хитрый» СМС-пароль

Некоторые страховые компании ухитряются присылать клиенту такие пароли, которые ввести в принципе невозможно, так как в них есть буквы и латиницей, и кириллицей.

Угадать, где какие, невозможно — только методом тыка, извините, подбора. Но времени «жизни» пароля на доведение этого увлекательного процесса до конца, как правило, не хватает.

Разновидность этой методики «отворота» — клиенту просто не приходит код подтверждения электронной подписи.

4. Длительная проверка автомобиля

По закону страховая не может никому отказать в заключении договора на ОСАГО. Но зато можно сделать так, чтобы клиент ушел и не вернулся. Например, проводить проверку сроком от пяти до 30 дней.

Такой прием практикуется, например, применительно к новым клиентам — мы все помним, что без полиса ОСАГО машину на учет не поставишь. Поэтому вряд ли автовладелец будет ждать конкретного страховщика 30 дней.

Тем же методом страховые отваживают тех, кто ранее имел даже небольшие аварии даже не по своей вине и судился за выплаты.

5. «Накручивание» ценника в офисе компании

Посетительница сайта Банки.ру из Екатеринбурга оставила в «Народном рейтинге» не отзыв, а буквально крик души: страховая компания, в которой она являлась клиентом с 2014 года, при попытке продлить полис ОСАГО «заломила» цену в 35 тыс. рублей (при рассчитанной на сайте РСА цене страховки в 8 400 рублей), пояснив, что «система так считает».

Читайте также:  Потерял СТС (техпаспорт) — как восстановить в 2023 году?

(В принципе, при определенном сочетании повышающих коэффициентов такое возможно.) Клиентка, естественно, от такой услуги отказалась и затем на протяжении месяца безуспешно пыталась оформить электронный полис. «Хоть с бубнами ходи возле компа, все будет безрезультатно! В офисах ценник накручивают в разы.

Что делать и как оформить полис, уже не представляю!» — написала читательница.

6. Закончились бланки

И бумажные, и электронные бланки действительно могут закончиться, так как Российский союз автостраховщиков выдает страховым компаниям квоты (лимиты) на бумажные и электронные полисы, контролируя тем самым количество продаваемых страховок ОСАГО. Сделано это для того, чтобы бланки строгой отчетности не «терялись» и не возникали потом в виде поддельных полисов, по которым придется платить тому же РСА.

Теоретически компания может досрочно исчерпать заявленную квоту на продажу полисов e-ОСАГО и не заметить этого. Проверить, так ли оно на самом деле в вашем случае, к сожалению, невозможно.

7. Ограниченное время работы представителя / запись на месяц вперед

Это, пожалуй, одна из самых распространенных «фишек» страховых, которые не хотят отказываться от лицензии на ОСАГО, но в то же время не стремятся набирать новый портфель.

Клиент из Магадана после многократных попыток купить e-ОСАГО в «Росгосстрахе», ВСК, «Ингосстрахе», «СОГАЗе, «Энергогаранте», «Геополисе», «Стерхе», «АльфаСтраховании» нашел-таки офис компании, в которой и бланки были, и программа работала, и оформить полис можно было без записи.

Но требовалось явиться в будний день с 10:00 до 12:00. Как выяснил страхователь из Краснодара, за деньги в карман менеджера можно договориться об удобном для вас времени приема.

Оказалось, что два рабочих часа в день — это еще гуманный вариант. Иногда менеджеры страховой компании могут и вовсе оказаться «неуловимыми Джо» из старой шутки — с тем отличием, что их все-таки много кто пытается поймать.

Страховательница из Хабаровска жалуется, что офис «работает по желанию сотрудников» и часто закрыт «по техническим причинам» — ей ни разу не удалось застать там живых людей. Дозвониться в офис также практически невозможно.

Клиентка заказала обратный звонок, но ей никто не перезвонил.

8. «Где заключали договор, туда и идите»

Подобный «аргумент Сбербанка» применяют сотрудники офисов страховых компаний при попытке клиента очно продлить полис ОСАГО или перейти из другой компании.

Вариацией на тему может стать направление на осмотр машины по месту регистрации или просто туда, куда страховщику вздумается. «При личном обращении в указанный офис компании получил предложение предъявить машину на осмотр аж…

В ТРОИЦК!!! Это что?! В Троицке супермегакомпетентный центр?!» — написал в «Народном рейтинге» Банки.ру страхователь из Москвы.

Другой клиент, проживающий в Мичуринском районе Москвы (на западе), был направлен на осмотр на Ферганскую улицу (дальний восток столицы). Но и там ему не повезло.

«Заезжаю в офис на Мичуринском. Там мне самым наглым образом заявляют, что со вчерашнего дня пришел из центрального офиса бо-о-ольшой пакет распоряжений и теперь все отечественные машины страхуют только в центральном офисе. Но офис на Ферганской — это не центральный, а обычный доп. офис, — рассказывает клиент.

— Отвечают, что кто писал СМС — раздолбай. Не подумал, что пишет. Звоню на горячую линию. Отвечают, что ничего знают, если центральный написал на Ферганскую, туда и езжайте. Говорю, что сотрудник Ферганской посылает в офис на Мичуринский… Ничего ответить не могут.

Хотя если есть решение не проводить осмотр, то, значит, оформление должно быть в любом офисе».

В законе говорится, что «место осмотра транспортного средства устанавливается по соглашению сторон». То есть вы можете потребовать проводить осмотр по месту жительства. Если соглашение не достигнуто, то осмотр не проводится. Это стоит иметь в виду, если вас тоже будут посылать в… Троицк.

9. «Жизнь» с андеррайтингом в нагрузку

Страховательница из города Киржача Владимирской области специально приехала по месту оформления предыдущего полиса, чтобы его продлить (см. предыдущий пункт). В итоге ее направили к «своему» менеджеру, который в прошлом году оформлял полис, но, увы, уже не работает в этом офисе.

В ходе телефонного разговора со «своим» менеджера клиентка выяснила две занятные вещи: ей нужно приехать в другое время (из другого города!) и она обязана приобрести «в нагрузку» полис страхования жизни.

«Менеджер сказала, что если я откажусь, то она не будет оформлять мне полис! Другие сотрудники сообщили, что, если я буду оформлять полис у другого менеджера, мой полис уйдет на андеррайтинг (смешно!!)», — пишет посетительница портала Банки.ру.

Большинству клиентов наверняка понятно, что в данном случае он ничего никому не обязан: ни обращаться к тому же менеджеру, ни приезжать в другой день, ни тем более приобретать дополнительные услуги страховой компании, ни — боже упаси — проходить скоринг или андеррайтинг.

Так как базовый тариф варьируется в рамках довольно узкого коридора, а дальше корректируется несколькими коэффициентами, которые невозможно трактовать двояко. Посмотреть коридор тарифа по вашему автомобилю и допущенным к управлению лицам можно на сайте РСА.

Отказать клиенту, ссылаясь на то, что он «плохой», страховая компания права не имеет.

10. Нет справки с места работы

Пользователь из города Северска столкнулся с совершенно неожиданной проблемой: специалист страховой компании отказалась продлевать договор, потребовав… справку с места работы.

Тем самым нарушив пункт 3 статьи 15 федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», где указан перечень предоставляемых документов.

На поданную через сайт страховой компании жалобу пришел ответ от руководителя отделения с рекомендацией обратиться в филиал другого города или оформить договор онлайн.

Как попасть в черный список страховой компании

Да, действительно, до недавних пор у страховщиков не было никаких глобальных черных списков и единых баз данных.

Но на сегодняшний день при принятии на страхование многие компании проверяют как людей, так и машины на предмет наличия неблагоприятной истории.

Соответственно, вляпавшись однажды в какую-нибудь плохую историю, можно попасть в условный черный список и усложнить себе на будущее возможность застраховаться где бы то ни было.

Есть несколько «отличных способов» попасть в тот самый черный список.

Судебные дела со страховой компанией

Не важно, с какой страховой компанией Вы судились и почему. Также не важен исход судебного процесса, кто был прав, а кто виноват. Факт в том, что при очередном принятии на страхование служба безопасности страховой компании может запросить Ваши паспортные данные и проверить Вашу историю.

Если в Вашей истории видно, что Вы участвовали в судебных процессах со страховщиками, то Вы автоматически становитесь потенциально опасным элементом для текущего страховщика, который решает, иметь ли с Вами дело. При этом, ранее Вы могли судиться с компанией А, а сейчас пришли страховаться в компанию Б.

Вам могут отказаться в принятии на страхование без объяснения причин.

Что делать?

Терпеть любую несправедливость — не вариант. И суды как раз существуют для разрешения споров. Но! Если Вы не хотите попасть в черный список страховой компании, Вам надо заранее минимизировать вероятность обращения в суд.

Прежде всего, нужно выбирать надежного страховщика, у которого качественно урегулируются страховые случаи. Если так случилось, что у Вас со страховой компанией возникло недопонимание или конфликт, не спешите обращаться в суд.

Попробуйте урегулировать случай через своего страхового агента, если он имеет вес в страховой компании и может за Вас заступиться. И только если ситуацию никак не удается разрешить, а ущерб для Вас велик — тогда идти в суд.

Мошенничество со страховой компанией

Слово «мошенничество» носит ярко негативный окрас, и обычному некриминальному человеку всегда кажется, что это не про него. Однако, например в страховании КАСКО, встречаются такие случаи: Перед страховкой к Вам приезжает эксперт от страховой компании осмотреть машину на наличие повреждений.

По понятным причинам никакая страховая компания не будет платить за те повреждения, которые появились на Вашей машине еще до того, как Вы оформили страховку. Но владельцы машин, бывает, договариваются с экспертами, чтобы те не указывали какие-то малозаметные повреждения.

Страховая компания это воспринимает как мошенничество.

Так однажды, наш клиент, обратился в Ингосстрах по КАСКО с треснутым лобовым стеклом, чтобы его заменить.

Но страховая компания обнаружила на фотографиях машины другую трещину на стекле, которая была еще перед оформлением страховки, однако в акте осмотра эта трещина указана не была.

Клиент не только получил отказ в замене стекла, но и попал как мошенник в черный список страховой компании, в котором находится по сей день уже несколько лет.

Неоплаченные штрафы или алименты

Когда сотрудники службы безопасности страховой компании проверяет человека перед тем, как принять на страхование, никогда не знаешь, на что они будут смотреть и за что могут зацепиться.

Так например, известны случаи, когда людям отказывали в страховании из-за обилия неоплаченных штрафов или из-за невыплаченных алиментов. Досадно то, что как и в истории с судами, страховые компании не анализируют, кто прав, кто виноват.

Им просто достаточно увидеть зацепку, чтобы посчитать Вас неблагонадежным человеком. Из-за этого могут отказать в страховании примерно с такой же легкостью, как банки отказывают в выдаче кредитов.

Богатая история страховых случаев

Возможно у Вас неудачное соседство, и Вас постоянно заливают сверху. Или может быть у Вас тесный проездной двор, и Вашу машину мнут и царапают по много раз в год. Или может быть у Вас угнали машину, или не дай бог, случилось даже два угона.

Во всех этих случаях Вы выглядите нежелательным клиентом для страховых компаний, в которые Вы затем будете обращаться. Не все, но многие страховые компании, очень внимательно относятся к истории Вашей убыточности.

И если они видят повышенные риски, Вам могут либо отказать в страховании, либо выставить высокий повышающий коэффициент к тарифу.

Можно ли выбраться из черного списка?

Это сложно, и на это уходят годы. Должно пройти по меньшей мере несколько лет, чтобы алгоритмы страховых компаний, которые отслеживают негативную историю по страхователям, перестали видеть Ваши события из-за которых Вы попали в черный список.

В некоторых случаях, страховые компании проверяют Вас не только за последние 3-5 лет (как это обычно делают алгоритмы), а за всю историю. В этом случае, наличие «плохой истории» даже в далеком прошлом может портить Вам ситуацию спустя многие годы.

Иногда, в порядке исключения, можно согласовать принятие Вас на страхование, если суметь объяснить негативные события в Вашей страховой истории, и если суметь найти того, кто это будет слушать.

Если Вы хотите страховаться в проверенных местах и иметь защиту в страховых компаниях в случае нештатных ситуаций, обращайтесь! Мы будем рады не только Вам помочь разово, но и стать Вашим надежным страховым партнером на многие годы!

Всегда с Вами,

Команда страхового агентства AMinsure

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *