ДТП

Лишение прав за ксенон — законно ли и как его избежать?

Актуально на 2023 год

Штраф за ксеноновые лампы выписывают, если производитель машины такие лампы не предусмотрел. Если цвет и тип лампы отличаются от заводских, могут даже лишить прав. Рассказываем, что будет за ксенон в фарах, какие возможны штрафы, как их избежать и что делать, если инспектор пытается выписать протокол о нарушении.

Штраф за ксенон

от 500 руб. до лишения прав

Статьи 12.14 и 12.15 КоАП

В автомобильные фары ставят лампочки разных конструкций: галогенные, ксеноновые или светодиодные. Раньше на заводе чаще ставили галогенные, сейчас — светодиодные лампы.

Некоторые водители самостоятельно заменяют их на ксеноновые, поскольку они более яркие. Но если производитель не предусмотрел такие лампы в фарах, то они будут слепить водителей встречных машин. Поэтому переоборудование и кустарная установка ксеноновых ламп в России запрещена.

Ксенон был популярен до того, как на рынке появились светодиодные лампы. В отличие от ксенона, они не ослепляют водителей встречных машин.

Лишение прав за ксенон — законно ли и как его избежать?

Внутри ксеноновых ламп — два электрода и газ ксенон. Между электродами проходит дуга, газ помогает ей ярко светиться

Да, но только если автопроизводитель собрал и настроил фары так, что в них может стоять ксеноновая лампа.

Что говорят ПДД и госты. По правилам дорожного движения световые приборы должны:

  • соответствовать конструкции авто — можно ставить только те лампы, которые монтируют на заводе или аналоги по характеристикам;
  • соответствовать конструкции фары — нельзя ставить ксенон, если производитель предусмотрел светодиоды.

В требованиях технического регламента написано, что фары и лампы должны соответствовать заводской конструкции и модели авто. В том же разделе ПДД есть ссылка на ГОСТ Р 51709-2001, но он устарел. Работники ГИБДД и диагностических центров пользуются техрегламентом.

Требования к фарам в техрегламенте

Причины запрета ксенона. Дело не в ксеноновой лампочке, а в том, как она работает. Если на заводе поставили штатную ксеноновую лампу и правильно ее настроили, чтобы фара светила только на дорогу — такое правила не запрещают.

Если самовольно поставить лампу, которая светит во все стороны, в том числе в глаза водителям встречного потока, — это может привести к аварии.

Именно настройки фары, а не тип лампочки проверяют работники государственных диагностических центров и ГИБДД на дороге.

Лишение прав за ксенон — законно ли и как его избежать?

Так светят фары с заводской настройкой и без нее

Фара состоит из двух главных элементов — лампы и отражателя. Автопроизводитель подбирает эти компоненты так, чтобы свет падал в нужном направлении и с нужной силой. Если водитель поставит другой отражатель или другую лампу, фара может работать не так, как задумали на заводе.

Например, ксеноновая фара может светить слишком сильно и не туда — в глаза водителям встречного потока вместо дороги. Это может быть опасно — ослепленный водитель вовремя не среагирует и врежется в препятствие.

Чтобы не случались такие аварии, к фарам есть требования, а за их нарушения в Административном кодексе положена ответственность.

За управление авто с ксеноновыми фарами. Если ксеноновая лампа не соответствует заводским характеристикам, но свет ее белый, будет лишь штраф — 500 рублей.

До июня 2019 года за езду с ксеноном в передних фарах лишали прав на срок до года и снимали фары. В 2019 году Верховный суд постановил, что лишать прав стоит, только если совпали два фактора:

  • цвет огней отличается от разрешенных — белого, желтого или оранжевого;
  • тип лампочки не соответствует заводской конструкции фары — например, ксенон вместо светодиодов.

Постановление Верховного суда

Теперь водители могут ссылаться на решение Верховного суда и требовать отмены лишения прав.

Инспектор остановил владельца «Тойоты» на дороге и составил протокол о нарушении ПДД — за незаконные ксеноновые лампы. Мировой судья рассмотрел дело и постановил лишить водителя прав на 8 месяцев, а также снять фары.

Водитель пожаловался в Верховный суд. Позиция судьи высшей инстанции была такой: лишать прав можно только в случае одновременного несоответствия цвета и типа лампы. Фары тоже постановили вернуть владельцу.

Евгений Артемов, замначальника управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ МВД России

Лишение прав возможно только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы световых приборов требованиям, указанным изготовителем. Если требованиям не соответствует только цвет или режима работы, за управление таким транспортным средством возможен штраф до 500 рублей.

Штраф за установку. Если водитель установил в переднюю фару лампу, которая не соответствует требованиям безопасности, он получит штраф 3000 рублей.

Штраф за неправильный свет фар

На практике за установку ксенона никого не штрафуют — наказывают за управление машиной с такими фарами. Чтобы оштрафовать лишь за установку, должна быть ситуация, когда машина стоит с включенными огнями и не едет, и рядом оказывается гаишник.

Противотуманные фары бывают передние и задние.

За передние лампы, которые одновременно по типу и цвету отличаются от заводских, лишат прав на срок до года. Если отличие только в цвете или типе — выпишут штраф 500 рублей.

За задние противотуманки, не соответствующие заводской комплектации авто, тоже выпишут штраф 500 рублей.

В каком случае могут лишить прав. Такое возможно, только если будет совокупность двух факторов:

тип лампы не соответствует заводской комплектации. Например, ксеноновая вместе галогенной.

цвет лампы отличается от разрешенных — белого, желтого или оранжевого. У ксеноновых ламп часто синеватый оттенок.

Если в передних фарах стоит ксеноновая лампа, которая светит белым, желтым или красным, водителя прав не лишат, а выпишут штраф 500 рублей.

На какой срок можно остаться без прав. Если конструкция лампочки и ее цвет не соответствуют заводским характеристикам, водителю грозит лишение прав за ксенон на срок от 6 месяцев до года.

Прав лишат, если тип лампы отличается от того, что установлен на заводе, а цвет ее отличается от разрешенного — белого, желтого или оранжевого. Оспорить лишение за установку таких ламп почти невозможно. Ксеноновая лампа, не соответствующая по цвету и конструкции, либо стоит, либо нет. Нештатную оптику видно сразу — она светит во все стороны, а не на дорогу.

Обжаловать лишение можно, если лампа по типу ксеноновая, но светит белым, желтым или оранжевым. Если инспектор отправил дело в суд для последующего лишения прав, водитель может успешно заменить меру наказания с лишения на штраф. Что нужно сделать:

  • настаивайте, чтобы инспектор в протоколе отметил ваше несогласие с его мнением. Если инспектор не сделал этого, не подписывайте документ;
  • подготовьте документы на авто и техническую документацию на лампочку после того, как копию протокола отправили в суд и назначили дату рассмотрения;
  • ссылайтесь на опыт другого водителя, которому лишение прав заменили на штраф. Если не уверены в своих силах, лучше нанять юриста.

Ссылаться можно на решение Верховного суда. Если суд первой инстанции не принял доводы к сведению, необходимо жаловаться в суд высшей инстанции. Например, если дело рассматривали в районном суде, необходимо жаловаться в городской.

Существуют ли исключения из правил. Если лампы не соответствуют заводской конструкции и типу — штраф будет. И наоборот, если вы поставили лампу, которая соответствует заводской конструкции фары — наказания не будет.

Как себя вести, если вам пытаются выписать штраф. Если лампы соответствуют заводской конструкции и вы не согласны с выводами инспектора — это должно быть записано в протоколе. Далее вам назначат разбор дела в отделении ГИБДД — приезжайте на него и возьмите с собой технические документы на машину и на установленные лампы.

Если на автозаводе стояла ксеноновая лампочка, но перегорела — покупайте такую же и наказания не будет. Если производитель не рассчитал конструкцию фары под ксенон — установка и езда с таким светом будет незаконной.

Способы оплаты. Быстрее и удобнее оплатить на сайте «Штрафы ГИБДД».

Чтобы проверить и оплатить, понадобятся документы — СТС и права. Их номерами заполните соответствующие поля.

Лишение прав за ксенон — законно ли и как его избежать?

Напишите адрес электронной почты — так вы не пропустите сообщение о новом штрафе

Если система показывает, что штраф есть — нажимайте «Оплатить».

Лишение прав за ксенон — законно ли и как его избежать?

На этом шаге необходимо проверить всю информацию о штрафе. Если все верно, жмите «Перейти к оплате».

Лишение прав за ксенон — законно ли и как его избежать?

Далее впишите информацию из банковской карты. На сайте они не сохраняются.

Лишение прав за ксенон — законно ли и как его избежать?

Вот еще два способа оплатить штраф:

  • Госуслуги — придется регистрироваться и подтверждать личность в отделении МФЦ;
  • банковские терминалы — долго и можно ошибиться с реквизитами.

Сроки оплаты. На оплату по закону дают 70 дней. Первые 10 дней с момента оформления штрафа положены, чтобы водитель мог его оспорить. Если жалоба в ГИБДД не поступила, постановление вступает в силу и начинается срок, на оплату — 60 дней.

  1. Ксенон — лампочка, которая светит ярче заводской галогенной. Ездить с ней можно, если на заводе под такую лампу настроили фару.
  2. С ксеноном нельзя ездить, если автопроизводитель не предусмотрел такие лампы на авто. Фара с такой лампой может светить не на дорогу, а в глаза проезжающим водителям.
  3. Если лампа отличается по конструкции от заводской и ее цвет не соответствуют разрешенным — водителя лишат прав на срок до года.
  4. Если не соответствует только цвет или только конструкция — выпишут штраф 500 рублей.
  5. Обжаловать лишение и изменить его на штраф можно, если инспектор не учел, что действовать должны два фактора — конструкция и цвет лампы. Ссылайтесь на решение Верховного суда.
  6. Чтобы не получить штраф или лишение, ставьте только те лампы, которые предусмотрел производитель вашего авто.
  7. Быстрее и удобнее оплачивать штраф за ксенон на сайте «Штрафы ГИБДД».

Какой штраф за фары грозит в 2023 году Как снять тонировку с фар

Штраф за ксенон в 2023 году, какое наказание за установку ксеноновых фар противотуманок, ближнего света

Лишение прав за ксенон — законно ли и как его избежать? Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Читайте также:  Нужно ли сдавать ПДД после лишения прав в 2023 году?

Некоторые водители меняют штатные галогенные лампы на ксеноновые. Но если производитель машины такие лампы не предусмотрел, автолюбителю грозит штраф или он даже может лишиться водительского удостоверения. Какие наказания предусмотрены за ксенон, и в каких ситуациях их применяют, разобрался сотрудник сервиса Бробанк.

Требования к фарам автомобиля

В современных автомобилях используют большое количество осветительных приборов, которые объединены в систему освещения автомобиля. Она делится на два вида: внешнее освещение автомобиля и внутреннее.

Внешние источники света — это такая же неотъемлемая часть транспортного средства, как кузов, колеса, руль и двери. Они необходимы:

  • для освещения дороги,
  • сигнализации о выполнении маневра или остановки автомобиля,
  • использования в темное время суток и в условиях ограниченной видимости из-за плохих погодных условий.

К внешним осветительным приборам относятся:

  1. Передние фары — состоят из габаритных огней, ближнего и дальнего света. Они освещают дорогу впереди авто и дают информацию другим участникам движения о габаритах автомобиля. Ближний светит на расстояние около 40-50 метров, дальний — на 200-300 метров.
  2. Противотуманки — это дополнительные фары, которые используют в плохих погодных условиях.
  3. Дневные ходовые огни и поворотники — нужны для дополнительного обозначения автомобиля в светлое время суток и сообщения другим водителям о запланированных маневрах.
  4. Задние блок-фары — состоят из габаритных огней и стоп-сигнала, также в ней могут быть расположены поворотники, фонарь заднего хода и задние противотуманные. Выполняют роль освещения пространства позади автомобиля, оповещения других водителей об остановке, повороте или движении авто назад.
  5. Осветитель номерного знака — предназначен для освещения индивидуального номера регистрации автомобиля.

К внутренним осветительным приборам относят:

  • салонный плафон,
  • фонари для освещения подкапотного пространства и багажника,
  • фонари приборной доски,
  • габаритные огни в дверях авто.

Внутреннее освещение предназначено для дополнительного комфорта и удобства водителей при использовании авто в темное время суток. Видов и конфигураций световой техники достаточно много, и все они разрабатываются автопроизводителями со строгим соответствием с законодательством страны, где будет использовано авто. Учитываются и особенности конструктива конкретного транспортного средства.

https://www.youtube.com/watch?v=1qxrjbsPmRU\u0026pp=ygVk0JvQuNGI0LXQvdC40LUg0L_RgNCw0LIg0LfQsCDQutGB0LXQvdC-0L0g4oCUINC30LDQutC-0L3QvdC-INC70Lgg0Lgg0LrQsNC6INC10LPQviDQuNC30LHQtdC20LDRgtGMPw%3D%3D

Производитель изначально создает световой блок в автомобиле с использованием определенных ламп и света, которые отвечают правилам безопасности. Некоторые водители по своему усмотрению меняют штатные лампы на лампы другого типа, из-за чего могут столкнуться с неприятными последствиями.

Ксенон: что это такое

В световое оборудование производитель может установить лампы трех разных видов:

  1. Галогеновые. Светят желтым не слишком ярким оттенком, который обычно используют для противотуманок. Преимущество галогеновых ламп в том, что они не отражают капли дождя. Еще один плюс — невысокая стоимость.
  2. Ксеноновые. Светят ярким белым светом, часто с синеватым оттенком. Могут использоваться в любом типе освещения. Их минус в сильном световом потоке, который может ослепить других водителей.
  3. Светодиодные. Часто производители ставят их в новых авто уже с завода. Они не ослепляют других участников движения и долго служат.

Водители ценят ксеноновые элементы за их яркий белый свет, который выгодно отличается от блеклого желтого у галогеновых фар. Ксеноновые лампы долговечны. Их срок службы примерно в шесть раз больше, чем у галогеновых. Кроме того, они выгодно отличаются низкой потребляемой мощностью и не допускают перегрева стекла.

Однако использовать такие лампы можно только на транспортных средствах, где заводом-изготовителем разрешена установка такой оптики. Самовольная замена другими лампами запрещена. Причина проста: нормы распределения светового потока должны учитывать не только удобство владельца авто, но и безопасность других участников движения.

Ксенон очень яркий, он ослепляет водителей встречного транспорта. В автомобилях, где ксеноновые лампы изначально встроены в фары, производитель учитывает эту особенность, и использует линзованную оптику со специальной шторкой, которая отсекает часть светового потока.

Фара с ксеноновыми лампами имеет особый конструктив, который сильно отличается от фар с использованием галогеновых ламп

Когда владелец авто по своему желанию меняет галогеновую лампу на ксеноновую, а конструктив этого не предусматривает, линзы и шторки в ней нет. Значит, свет от лампы будет хаотично распределяться в разные стороны, бликовать и ослеплять водителей встречных авто.

Штраф за ксенон в 2023 году

По правилам дорожного движения и технического регламента световые приборы должны соответствовать конструкции автомобиля, которая используется в данной модели авто. Если автопроизводитель сконструировал фару так, что в ней может стоять ксеноновая лампа, их можно менять и устанавливать неограниченное количество раз. За это наказания нет.

Если же конструктивом предусмотрено использование галогеновых или светодиодных ламп, самовольная установка ксенона приведет к неправильной работе фары. Это может стать причиной аварии.

Тип оборудования и разрешенных ламп указан в маркировке, и именно её проверяют работники диагностических центров и сотрудники ГИБДД на дороге. Маркировку проводит завод в соответствии с международными и отечественными стандартами.

Маркировка — это код из латинских букв и цифр. В нем указаны:

  • модель, версия и модификация фары,
  • тип лампочек,
  • показатели освещения,
  • категория фары,
  • ориентация светового потока,
  • страна, где выдан сертификат,
  • дата изготовления.

Маркировка фары с ксеноновыми лампами

Если в маркировке указан знак H, CR или HCR, в таких фарах можно использовать только галогенные лампочки. Если использован DC, DR или DCR — можно использовать только ксенон. Буква D указывает на то, что фара оснащена соответствующим ксенону отражателем и линзами.

Инспектор ГИБДД сразу видит в потоке машин авто с ксеноновыми фарами по их свету, и останавливает такие автомобили для проверки. Если маркировка не совпадает с лампами, которые установил водитель, за это последует ответственность.

Штраф за установку ксенона в фары ближнего света

Если на передней части авто установлены световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации, водителя оштрафуют. Для физических лиц административный штраф 3 000 рублей. Кроме того, у водителя конфискуют приборы и приспособления, то есть снимут оборудование с ксеноновыми лампами.

Для должностных лиц наказание — от 15 000 до 20 000 рублей с конфискацией лампы с блоками розжига. Для юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей с конфискацией лампы. Основание — КоАП РФ Статья 12.4.

Штраф за управление авто с ксеноновыми фарами

На практике штраф за установку не тех ламп используют достаточно редко. Только в случае, когда их самовольно заменили на ксенон, машина заведена, свет включен, но само авто не двигается. И если на этом этапе нарушение заметит инспектор ГИБДД, он выпишет постановление со штрафом именно за установку ксенона.

Если же водитель управлял автомобилем с самовольно установленными ксеноновыми лампами в фару, где конструктив и маркировка это не позволяют делать, нарушение другое. Его классифицируют как управление транспортным средством при наличии неисправностей, указанных в Основных положениях.

Ответственность за нарушение указана в КоАП РФ Статья 12.5. Водителя оштрафуют на 500 рублей или могут обойтись предупреждением.

Штраф за ксенон в противотуманках

Санкции аналогичны тем, как при самовольной установке ксенона в фары ближнего или дальнего света. За саму установку водитель получит штраф 3 000 рублей на основании ч. 1 ст. 12.4 КоАП, а за управление авто с неисправностью водителя оштрафуют на 500 рублей. В некоторых случаях водителя в судебном порядке могут лишить прав на срок от 6 месяцев до 1 года по ч. 3 ст. 12.5 КоАП.

Лишение прав за ксенон

Если водитель управлял автомобилем с самовольно установленными ксеноновыми лампами в фару, где конструктив и маркировка это не позволяют делать, инспектор ГИБДД укажет другое нарушение. Его классифицируют как «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена».

Читайте также:  C 1 сентября камеры начнут штрафовать за страховку

Ответственность за нарушение указана в КоАП РФ Статья 12.5 «Управление машиной при наличии неисправностей». Водителя лишают права управления транспортным средством на срок от 6 до 12 месяцев с конфискацией приборов и приспособлений.

Здесь часто возникают споры, которые связаны с классификацией административного правонарушения и наказания, следующего за ним. В 2019 году вышло Постановление Пленума ВС №20, в котором последовали разъяснения некоторых вопросов. Например, таких, которые возникают в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях главы 12 КоАП РФ.

Из документа следует:

Для применения норм, которые указаны в статье 12.4 КоАП РФ, 12.5 КоАП РФ или 12.31, должны одновременно выполняться два условия:

  • несоответствие цвета огней,
  • несоответствие режима работы приборов требованиям, которые указаны изготовителем в эксплуатационной документации.

Иными словами, если тип лампы не соответствует заводской комплектации, и цвет лампы отличается от разрешенных, водителя лишат прав. Если же отличие или только в цвете, или только в типе, водителю выпишут штраф 500 рублей в соответствии с первой частью 12.5 КоАП РФ.

Частые вопросы

Ксеноновые лампы в фарах не запрещены при заводской установке. Просто заменить галогенную лампу в фаре на ксенон нельзя, это запрещено российским законодательством. За установку нештатного ксенона предусмотрено наказание в виде штрафа. 3 000 рублей для физических лиц. 15-20 тысяч для должностных лиц и 400-500 тысяч рублей для юридических лиц. За использование ксенона в автомобилях, конструктив которых это не подразумевает, штраф 500 рублей. Если не только конструктив фары не совпадает, но и цвет лампы отличается от разрешенного, водителя лишат прав на 6-12 месяцев. Управление мотоциклом с самовольно установленной ксеноновой лампой в фаре, не предназначенной для ее установки, приведет к лишению права управления мотоциклом на срок от шести месяцев до года с конфискацией этой лампы и блока розжига.

Штраф за ксенон в 2023 году

Лишение прав за ксенон — законно ли и как его избежать?

Добрый день, уважаемый читатель.

Всего несколько лет назад пресса уделяла много внимания установке в фары автомобиля ксеноновых лампочек. Сотрудники ГИБДД также довольно внимательно следили за установкой ксенона.

В 2023 году куда больше внимания уделяется светодиодным лампочкам, установить которые гораздо проще.

В этой статье речь пойдет о том, стоит ли устанавливать ксеноновые лампочки в автомобиль, конструкция которого предусматривает установку других (галогенных) фар. Кроме того будут рассмотрены возможные штрафы за использование ксенона в 2023 году:

Какие лампочки обеспечивают лучшую видимость?

Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?

Сторонники ксеноновых лампочек ссылаются на то, что при их использовании фары светят сильнее и дорогу видно лучше. На самом деле с этим нельзя поспорить, поскольку свет ксеноновых фар действительно ярче. Но вот улучшают ли такие лампочки видимость?

Видимость дороги зависит не только от лампочек, но и от устройства самой фары, а именно, отражающих элементов в ней.

https://www.youtube.com/watch?v=1qxrjbsPmRU\u0026pp=YAHIAQE%3D

Обратите внимание, что фара разрабатывается исключительно для определенного типа лампочек. Можно сказать, что сначала выбирают лампочки, а уж потом под них подстраивают отражающие элементы фары.

Свет ксеноновых и галогенных лампочек сильно различается, поэтому нетрудно догадаться, что использование ксеноновых лампочек в фарах, не предназначенных для этого, ухудшает характеристики фар.

Примечание. Если ксеноновые фары установлены на автомобиле с завода, то в них используются подходящие отражатели, т.е. видимость не ухудшается.

Проблемы, которые создают ксеноновые лампочки

Рассмотрим основные проблемы, которые создают неправильно установленные ксеноновые лампочки:

Во-первых, свет ксеноновых ламп ослепляет водителей встречных и попутных автомобилей. Происходит это потому, что при использовании с «галогенными» отражателями свет ксеноновых ламп может быть направлен неправильно, то есть не на дорогу. В том числе нестандартные лампочки могут светить на соседние и встречные автомобили, создавая дискомфорт для водителей.

Конечно можно сказать, что это проблема других участников дорожного движения, однако думать так по крайней мере глупо.

В первую очередь это проблема для самого водителя, на автомобиль которого установлены нестандартные лампы накаливания.

Очевидно, что встречный автомобиль с ослепленным водителем с большой долей вероятности врежется именно в своего «обидчика», т.е. в машину с неправильно установленными ксеноновыми лампочками. Так что не стоит испытывать судьбу.

Во-вторых, распространено ошибочное мнение, что ксеноновые лампы улучшают видимость дороги, т.е. чем больше света, тем лучше видно. Причем многие водители автомобилей с «колхозным» ксеноном свято в это верят.

С ксеноновыми лампочками автомобиль светится как новогодняя елка. Света действительно получается больше. Вот только из-за «не ксеноновых» отражателей фары светят не так, как должны. Свет падает слишком близко к автомобилю, т.е.

реальная освещенность дороги ксеноновыми фарами значительно хуже. Это подтверждено сравнительными тестами одних и тех же фар с лампочками разных видов.

Тем не менее многие водители хотят, чтобы их автомобиль сверкал в темноте, и верят в то, что их лампочки самые лучшие.

Лишение прав за ксенон до 2019 года

Ну а если Вы все еще хотите использовать ксеноновые фары, то стоит обратиться к нормативным документам, а именно к перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств и к кодексу об административных правонарушениях (статья 12.5, часть 3):

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.

Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

До середины 2019 года судьи рассматривали использование ксеноновых лампочек, как нарушение, попадающее под часть 3 статьи 12.5 КоАП. То есть можно найти примеры постановлений, в которых нарушители были лишены прав за ксенон на срок от 6 до 12 месяцев.

Штрафы за ксенон в 2023 году

В июне 2019 года выпущено постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Пункт 6 данного документа содержит следующую информацию:

6.

Установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее — Основные положения), влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ. При этом управление транспортным средством, на передней части которого установлены указанные световые приборы или световозвращающие приспособления, а также выпуск на линию такого транспортного средства подлежит квалификации соответственно по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ или части 3 статьи 12.31 данного кодекса….

https://www.youtube.com/watch?v=twwASJ6GUGQ\u0026pp=ygVk0JvQuNGI0LXQvdC40LUg0L_RgNCw0LIg0LfQsCDQutGB0LXQvdC-0L0g4oCUINC30LDQutC-0L3QvdC-INC70Lgg0Lgg0LrQsNC6INC10LPQviDQuNC30LHQtdC20LDRgtGMPw%3D%3D

При применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации, а в случаях установления дополнительных световых приборов — проведенной оценке соответствия внесенных в конструкцию транспортного средства изменений (пункт 3.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям).

Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.

Суть этого пункта сводится к тому, что лишение прав должно накладываться только за использование лампочек, у которых «неправильными» одновременно являются и цвет, и режим работы. Как правило, при установке ксеноновых лампочек цвет огней остается прежним. То есть на водителя может быть наложен только штраф по части 1 статьи 12.5 КоАП:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

  • Размер штрафа составляет 500 рублей.
  • Кроме того, установка ксенона является самовольным изменением конструкции автомобиля, то есть в дополнение к штрафу возможно также принудительное аннулирование регистрации транспортного средства:
Читайте также:  Ремонт закончился, знаки не убрали – законен ли штраф?

Прекращение регистрации за изменение конструкции

До 25 января 2015 года проверить автомобиль на наличие ксеноновых лампочек могли только на стационарном посту ГИБДД. Однако в 2023 это требование не действует, т.е. проверить фары автомобиля могут в любом месте (также как и светопропускание стекол).

Ксенон на авто: что грозит за установку и как избежать наказания — новости Право.ру

Водитель будет хорошо видеть дорогу в темноте, если на его авто правильно работают фары. Для этого в них устанавливают лампы с подходящими отражателями. Но при езде с нештатным ксеноном водитель будет ослеплять других автомобилистов. Тогда он рискует попасть в крупные ДТП.

По этой причине наказание за незаконный ксенон два года назад ужесточили. Ранее водителю назначали штраф, а теперь могут лишить прав. Благодаря этим мерам количество аварий в темноте уменьшилось.

Так, по статистике Госавтоинспекции, в 2018 году произошло 57 341 таких ДТП, в 2019-м – 56 894, а в 2020-м – всего 50 897. 

При этом автомобилист может ездить с ксеноном. Но только если его установил завод-изготовитель, а у водителя есть сертификат соответствия или инструкция по эксплуатации машины. Автомобилист или инспектор ГИБДД увидит разрешение на использование таких ламп согласно маркировке на фарах. 

Что грозит за незаконную установку ксенона

За установку ксеноновых ламп водитель получит штраф 3000 руб. с их конфискацией по ч. 1 ст. 12.4 КоАП «Нарушение правил установки на авто световых сигналов». Если, помимо установки, их цвет не будет белым, желтым или оранжевым, то суд лишит автомобилиста прав на срок от 6 месяцев до года по ч. 3 ст. 12.5 КоАП «Управление машиной при наличии неисправностей». 

Например, в ноябре 2019 года инспектор остановил водителя Игоря Крушнева* в Екатеринбурге. При проверке фар он выяснил, что вместо галогеновых Крушнев установил ксеноновые лампы. Помимо этого, они светили сине-зеленым цветом, запрещенным п. 3.

6 ПДД «Внешние световые приборы». Полицейский сфотографировал и снял нарушение на видео, конфисковал фару при понятых и составил протокол по ч. 3 ст. 12.5 КоАП.

Затем направил дело на рассмотрение мировому судье судебного участка №  7 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга.

https://www.youtube.com/watch?v=twwASJ6GUGQ\u0026pp=YAHIAQE%3D

В суде автомобилист вину не признал. Ведь он уже купил машину с ксеноном, в конструкции авто не разбирался, поэтому не стал ничего менять. Инспектор ГИБДД подтвердил, что свет фар Крушнева слепил глаза. Он проверил их и увидел, что по маркировке водитель мог ездить с галогеном, а не с ксеноном.

Помимо этого, судья Ирина Ветрова изучила протокол изъятия ксеноновых ламп и приспособлений к ним, фотографии фар, видеосъемку. Она установила, что Крушнев незаконно ездил на авто. Режим работы фар и их свет не соответствуют п. 3 Основного положения по допуску авто к эксплуатации.

По этой причине она лишила прав водителя на 6 месяцев по ч. 3 ст. 12.5 КоАП (дело №5-1/2020).

Автомобилист не согласился с решением и обратился в Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга. Он считал себя невиновным, поскольку конструкцию машины не изменял. Но судья Роман Стоянов оставил наказание Крушневу в силе.

Маркировка фар его авто предусматривает установку ламп типа HCR (галогеновые). А у него были лампы типа DCR (ксеноновые). По видеозаписи судья увидел, что лампы горят сине-зеленым светом. Это запрещено Основными положениями по допуску авто к эксплуатации. Поэтому лишение прав законно.

Больше Крушнев решение суда не обжаловал (дело №12-137/2020). 

Но если только цвет или режим работы ксенона не соответствует п. 3 Основного положения по допуску авто к эксплуатации, то инспектор выпишет водителю штраф 500 руб. ч. 1 ст. 12.5 КоАП. А в первый раз может просто предупредить, что такую неисправность следует устранить.

Так, инспектор ГИБДД дежурил на посту и остановил проезжающего мимо водителя Григория Нужина*. Проверив фары авто, он увидел ксенон вместо галогена. Нужин попросил время, чтобы заменить лампы. Но полицейский отказал ему и составил протокол по ч. 3 ст. 12.5 КоАП.

Изъятые лампы проверил эксперт. Он подтвердил, что газоразрядные (ксеноновые) лампы Нужина не соответствуют Основным положениям по допуску авто к эксплуатации.

После этого инспектор направил протокол для рассмотрения в мировой суд судебного участка № 2 мирового судьи Коченевского судебного района Новосибирской области.

Мировой судья Ирина Григорьева лишила Нужина прав на полгода, поскольку он незаконно использовал ксенон и не проявил должной заботы «по обеспечению безопасности движения» (дело № 5-274/2019).

Автомобилист не согласился с решением, подал жалобу в Коченевский районный суд Новосибирской области. Он считал, что суд должен был выписать ему штраф по ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Ведь цвет ксенона соответствовал требованиям закона. А наличие незаконных ламп суд ошибочно расценил как режим их работы.

Судья Ольга Черкасова поддержала позицию автомобилиста. Самовольная установка ксеноновых ламп – это несоответствие режиму их работы. А лишение прав предусмотрено за одновременное нарушение по режиму и цвету фар. Мировой судья это не установила. По этим причинам суд выписал водителю штраф 500 руб. по ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Это решение обжаловано не было (дело № 12-260/2019).

Как ездить на авто с ксеноном законно

Ксеноновые лампы имеют ряд преимуществ по сравнению с другими. Так, с ними водителю хорошо видно очертания предметов в темноте. К тому же их лучи проходят через влажную среду (капли дождя, снега, тумана) практически без искажений. Но это касается тех случаев, когда ксенон установлен законно.

Тогда помимо ламп в фаре есть необходимые приспособления: блоки розжига, омыватели, автоматический корректор угла наклона лампы и др. Это делает завод-изготовитель или автомобилист в СТО.

Во втором случае водителю нужно зарегистрировать в ГИБДД изменения в конструкции машины, придерживаясь пошаговой инструкции ниже.

Что говорят юристы о езде с ксеноном

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что установка ксенона требует серьезного вмешательства в электросистему авто. Нельзя просто заменить лампы.

Эти источники света более яркие, поэтому в фару включают автоматический корректор угла их наклона и устройство для очистки (омыватель). Тогда авто не будет слепить других водителей ночью.

Но если водитель не соблюдает эти требования, то может нарваться на неприятности, начиная с претензий со стороны полицейских и заканчивая коротким замыканием и пожаром в автомобиле.

Ведущий юрист Европейской юридической службы Павел Кокорев обращает внимание автомобилистов, что на многих японских автомобилях 1990-х годов установлены ксеноновые лампы в фарах без омывателей.

Это заинтересует инспектора при проверке машины. Чтобы избежать наказания, водителю придется обращаться к независимому эксперту или найти каталог производителя, где указана маркировка ксеноновых ламп.

Рубрика «Вопрос–ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что ПДД запрещает устанавливать ксеноновые лампы не только в обычных фарах, но и в противотуманных, так как эти изменения не соответствуют конструкции машины. Если эти лампы есть, но не используются, водителя все равно накажут. Наличие ксенона уже является неисправностью, при которой авто запрещено использовать.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет: если изначально завод-изготовитель не устанавливал ксеноновые лампы, то водитель сможет использовать их только после изменения конструкции авто. Он должен согласовать это в ГИБДД, получить разрешение и внести изменения в документы на автомобиль.

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *