Инновационный проект
«Внедрение модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города)»
Научное сопровождение проекта: Миленкевич Юлия Чеславовна, старший преподаватель кафедры образовательных технологий государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования», магистр образования
Временные рамки реализации проекта: 2020 – 2024.
Цель инновации – повышение уровня организационного развития учреждения образования и формирование новой стратегии управления образовательными системами путем внедрения модели развития лидерской позиции в социокультурном пространстве малого города
Задачи:
- Изучить теоретические основы проблемы развития лидерской позиции учреждения образования как коллективного субъекта управления.
- Обеспечить создание необходимой управленческой инфраструктуры для формирования в учреждении образования новой ситуации развития, обучения и поэтапного формирования новых профессиональных компетенций субъектов деятельности.
- Скорректировать выбор адекватных управленческих механизмов, необходимых для успешного внедрения модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве малого города.
- Разработать стратегию и тактику внедрения модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве малого города, реализовать планируемую деятельность по формированию новой стратегии управления образовательными системами, ориентируясь на результат.
- Разработать диагностический инструментарий и обеспечить мониторинг процесса и результатов внедрения модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве малого города, изучить степень влияния уровня организационного развития на повышение качества жизни в социкультурном пространстве малого города.
- Обобщить, описать и подготовить к тиражированию опыт реализации инновационного проекта «Внедрение модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города)».
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели
развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве малого города
В структуру модели по формированию развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве малого города входят следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательно-деятельностный, результативно-коррекционный, каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет своё содержательное наполнение и функциональное своеобразие.
Цель является основным компонентом, систематизирующим данную модель. Она заключается в повышении уровня организационного развития учреждения образования и формировании новой стратегии управления образовательными системами путем внедрения модели развития лидерской позиции в социокультурном пространстве малого города.
Цель определяет задачи и содержание работы учреждения образования по повышению качества образования и утверждению лидерской позиции школы в социокультурном пространстве города.
Содержательно-деятельностный блок определяет модель взаимодействия педагогического и ученического коллектива школы с родителями и представителями местного сообщества (социальных партнеров) с целью развития внутренних ресурсов учреждения образования и местного сообщества, созданию комплекса условий для саморазвития и самореализации личности участников проекта, развитию готовности участников брать на себя ответственность за свои действия, стимулировать активную жизненную позицию, готовность к освоению социокультурного пространства.
Модель включает в себя 3 блока, предусматривающих деятельность в направлениях работы с учащимися, родителями и социальными партнерами: «Работа с учащимися», «Работа с родителями», «Работа с представителями местного сообщества».
Основным компонентом модели является содержание работы по формированию лидерских качеств обучающихся, самостоятельности, самооценки, самоорганизованности участников проекта, которое включает:
активное включение учащихся в деятельность по школьному самоуправлению (Проект «Школьный город «Светлоград»), предполагающему работу на трех уровнях
1 уровень – самоуправление в классе (все учащиеся и педагоги школы, являются жителями «Города Светлоград», класс – это улица города. Учащиеся-жители улицы входят в состав 7 советов (Совет учёбы, Совет «Досуг», Совет дела, Совет правопорядка, Совет информации, Совет добрых сердец, Совет сильных и ловких). Советы возглавляются Советниками, из числа которых избирается Глава улицы;
2 уровень – общешкольное самоуправление (Главы улиц и Советники входят в состав 7 школьных комитетов (образования, культуры, правопорядка, труда, туризма и спорта, печати и информации, милосердия). Представители комитетов входят в состав Школьной думы, возглавляет которую Губернатор «Города Светлоград»;
3 уровень – социокультурное пространство города Скиделя (предполагает активное взаимодействие Комитетов школьного «Города Светлоград» с представителями местного социума));
систему воспитательной работы учреждения образования (по планам классных руководителей, разделу «Идеологическая и воспитательная работа» годового плана учреждения образования);
создание пресс-центра «Новое поколение» (учащиеся II и III ступени);
организацию интеллектуального взаимодействия с педагогами, учащимися школ города Скидель в игровой состязательной форме (разработка и реализация интеллектуальной игры «Квиз «ТриУО»);
систему взаимодействия школьник – педагоги – родители (детско-взрослая площадка «Комфортная школа», спортивный клуб родителей и детей «1+1»);
профилактическую работу в активном взаимодействии с родителями обучающихся, представителями РОВД («Клуб 02»);
привлечение администрации города, городского комитета ОО БРСМ, руководителей и специалистов предприятий города к проведению внеклассных мероприятий, вечеров вопросов и ответов, профориентационных мероприятий, профессиональных проб, экскурсий, и т.д.– («Парк инициатив»; «Холдинг «ПрофБУМ»);
сотрудничество с творческими людьми города, Школой искусств (арт-салон «У лидера»);
информационное взаимодействие со специалистами городской поликлиники (он-лайн консультация «Дом доктора Айболита»).
Оптимальный выбор форм обучения (мастер-классы, интеллектуальные игры, тренинги, тематические занятия, семинары, экскурсии, выставки, встречи с успешными людьми, профессиональные, социальные пробы и т.д.) обеспечивает единство целевого, процессуального компонентов инновационной модели и способствует формированию лидерских компетенций современного учащегося в условиях социального партнёрства и лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве города.
Для реализации модели учитываются и целенаправленно создаются педагогические и социально-культурные условия, позволяющие эффективно развивать лидерские компетенции школьников.
В качестве педагогических условий реализации модели выделены: методическая поддержка педагогов, поддержка школьной системы самоуправления, взаимодействие обучающихся, родителей, педагогов и социальных партнеров, организация внеурочной деятельности учащихся, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Коррекционная работа проводится по мере реализации инновационного проекта при возникающей необходимости.
Результативный блок определяет показатели оценки уровня сформированности лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве, позволяющие диагностировать уровень лидерской компетентности, саморазвития, самореализации личности участников проекта. Ожидаемые результаты будут отслеживаться 2 раза в год согласно разработанным критериям.