Яндекс.Метрика
Регистрационный номер: 4141101368

Учебное пособие «История Беларуси» для 11-го класса: своевременность, важность и особенности содержания

«История Беларуси. 11-й класс» – важный вклад в дело сохранения исторической памяти.

«Учитывая важность исторических знаний в формировании мировоззрения подрастающего поколения, Министерство образования инициирует включение экзамена по истории Беларуси как обязательного при поступлении в учреждения высшего образования», — заявил на парламентских слушаниях летом нынешнего года министр образования Игорь Карпенко. Тема сохранения исторической правды и объективного ее преподавания учащимся поднималась и в ходе недавнего Республиканского педсовета. Именно на это нацелено новое учебное пособие «История Беларуси. 11-й класс». О его содержании и особенностях — беседа с представителями авторского коллектива.

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, член-корреспондент НАН, доктор исторических наук, профессор:

— Написание учебника — сложный, трудоемкий и кропотливый процесс. Ведь это не монография, это еще и учет психологических, физиологических и прочих особенностей учащихся, способностей ребенка усваивать материал. Я бы предложил провести выставку «Белорусский учебник во времени и пространстве», которая бы воочию продемонстрировала весь сложный и многогранный процесс эволюционирования отечественных учебников.

Но даже при всей сложности подготовки своих учебников нельзя ни в коем случае допускать ситуацию, когда в школу попадает книга без грифа о допуске и рекомендации Министерства образования, не являющаяся ни учебником, ни учебным пособием, ни хрестоматией.

К счастью, государство на всех этапах становления белорусской независимости, понимая, какое оружие представляют из себя учебники и учебные пособия, старалось держать эту сферу под контролем — методическим, научным и идеологическим.

Поэтому вы не найдете уничижительных оскорблений в адрес других национальностей. Ни один современный учебник по истории не разжигает ненависти к кому бы то ни было. Да, любой исторический факт — это фрагмент реальности, а такой фрагмент может быть по-разному интерпретирован. Но белорусские учебники даже при описании деликатных тем, связанных с преступлениями против белорусского народа, не допускают огульных обвинений всей немецкой нации например. Или всех латышей. Учебники и пособия четко прописывают преступный характер отдельных организаций, политических сил — и не более того.

То, что белорусская модель развития государства выстояла в 2020-м и сохранилась, и то, что минимальное число школьников и студентов было на улицах в те дни — это заслуга в том числе и гуманитарного образования Беларуси. И тех учебников, которые сегодня порой так любят покритиковать.


Есть определенные тревожные тенденции, над которыми и Министерство образования, и наша парламентская комиссия работают. Любая эпоха порождает новые вопросы к прошлому, на которые надо честно и непредвзято ответить. И в связи с тем потоком лжи и мифов под псевдоисторическим флером, который хлынул на нас в прошлом году, успокаиваться пока не стоит.

Для чего играют с этим? Чтобы создать собственный вариант прошлого и разрушить несущие конструкции государства в системе образования. Ведь тот, кто определяет интерпретации прошлого, тот программирует будущее.

Валентина Гинчук, директор Национального института образования, кандидат педагогических наук:

— С 2015/16 учебного года в стране ведется обновление содержания общего среднего образования. Поэтапно обновлены учебные программы и учебные пособия по всем предметам для 1—11-х классов. В новом учебном году по новым программам учатся одиннадцатиклассники.

В новых учебных программах по всемирной истории и истории Беларуси реализован концентрический принцип построения исторического образования. Это значит, что история с древнейших времен до наших дней изучается дважды. Сначала в 5—9-х классах учащиеся знакомятся с историей на фактологическом уровне, с основными историческими событиями, историческими личностями. А затем в 10—11-х классах — на проблемно-теоретическом уровне, где изученный материал обобщается, систематизируется, на этой основе выявляются тенденции в развитии всемирной и отечественной истории.

В соответствии с новой учебной программой в 11-м классе изучается период истории с XIX по начало XXI века, с основными событиями которого учащиеся знакомились в 8—9-х классах. Опираясь на знание исторических фактов, одиннадцатиклассники рассматривают основные тенденции общественно-политического, социально-экономического, культурного развития нашей страны в данный период. В 11-м классе акцент делается на том, чтобы научить учащихся анализировать исторические факты, давать им аргументированную оценку, самостоятельно делать выводы, критически оценивать информацию. Новая учебная программа по истории Беларуси предусматривает изучение отдельных проблемных вопросов, которым раньше уделялось меньше внимания. Например, проблема коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны. Этот вопрос также нашел отражение в новом учебном пособии.

Все учебные пособия по истории, обществоведению, географии Беларуси, литературе рассматриваются государственной комиссией по подготовке учебников и учебных пособий в гуманитарно-обществоведческой сфере. В состав секции исторических дисциплин этой комиссии входят ведущие ученые-историки нашей страны и высокопрофессиональные учителя истории учреждений общего среднего образования.
Вячеслав Данилович, ректор Академии управления при Президенте, кандидат исторических наук:

— Прежде всего необходимо отметить, что авторами учебника проведена большая работа по обобщению и систематизации истории Беларуси ХIХ — начала ХХI века. Учебник вместе с общими сведениями по истории предусматривает изучение тем, которые дают более высокий проблемно-теоретический уровень изучаемого материала. Это, безусловно, важно.

Современная образовательная система в нашей стране должна ориентироваться не столько на передачу имеющихся знаний, сколько на формирование способностей учеников к самообразованию, проведению поиска, отбора, анализа и использования разносторонней информации.

Вместе с тем в мировоззренческой основе формирования личности, ее гражданских и патриотических качеств лежит прежде всего историческая память, способствующая формированию культуры, традиций и духовного мира, определяющих самоидентификацию народа. Поэтому очень важно, что содержание учебника соответствует положениям разработанных отечественными академическими учеными-историками совместно с коллегами из вузов концепции истории белорусской государственности и национальной концепции истории Беларуси. В их основу положена идея неразрывности исторического процесса, становления и развития белорусского этноса, формирования его государственности.

Эти концепции отражают наш, белорусский, взгляд на историческое прошлое, который способствует консолидации общества, воспитанию патриотических и гражданских качеств подрастающего поколения, служит укреплению межнационального и межконфессионального согласия, является «иммунитетом» против чуждых идеалов и ценностей. Это особенно актуально в условиях информационных и гибридных войн.

Зоя Виноградова, учитель квалификационной категории «учитель-методист», член профессионального клуба педагогов «Хрустальный журавль»:

— Говоря об особенностях нового учебного пособия «История Беларуси» для 11-го класса, хотелось бы остановиться прежде всего на его методической составляющей. В начале каждого из пяти разделов указаны основные требования к результатам учебной деятельности. Это хороший ориентир для учащихся как при изучении новой темы, так и при подготовке к контролю знаний и умений по разделу.

В новом учебном пособии используются разные формы представления учебного материала: текст параграфа, схемы, таблицы, картосхемы, иллюстрации. Предложенные к ним вопросы и задания позволяют учить детей использовать их как исторические источники: извлекать информацию, анализировать ее, интерпретировать.

Методической находкой авторского коллектива считаю творческое задание «Семейный альбом». Учащимся предлагается по мере изучения учебного материала создавать «Семейный альбом», в котором будет отражена история их семьи в фотографиях, документах.

ДОСТУПНО КАЖДОМУ

Электронная версия учебного пособия размещена на национальном образовательном портале (adu.by) в разделе «Электронная библиотека».

grodroo.by © 2021 Все права защищены
Mы в соцсетях:
Регистрационный номер: 4141101368
Яндекс.Метрика