Яндекс.Метрика
Регистрационный номер: 4141101368

Школьный порог: как не споткнуться о него первокласснику

Перед многими родителями стоит дилемма, когда отдавать ребенка в школу: в шесть или семь лет. О том, как ее разрешить, а также об адаптации к учебному процессу, причинах нежелания учиться, плохого поведения учеников и неумения общаться с ровесниками рассказала психолог Надежда ШАМАНКОВА.
 
Ничего страшного
 
– В чем проявляется кризис шести-семи лет?
 
– В том, что изменяется статус сына или дочки. Они были детьми, а теперь уже школьники. И основная их деятельность будет уже не игровая, а учебная. Для ребенка это стресс. Ему придется сидеть за партой, его будут оценивать.
 
– И как ребенку преодолеть этот период безболезненно?
 
– Если в семье всё гармонично, к ребенку не применяют физическое наказание, всё объясняют и предоставляют право выбора, нет строгих запретов, то, как правило, кризисы проходят гладко. Еще нужно учитывать личностный фактор. Есть дети, которые сразу расстраиваются из-за неудач, а другие спокойно к ним относятся. Они так же будут реагировать на проблемы: либо «Ничего не получается, не хочу ходить в школу», либо «Ничего страшного». Родители могут рассказать ребенку о своей учебе в школе, удачах и неудачах. Но больше стоит делать акцент на положительном. Если ребенок тяжело переживает неудачи, ему нужно объяснить, что идеальных людей не бывает, после дождя выглядывает солнышко, а иногда и с радугой. 
 
Умные, но неусидчивые
 
– Сейчас модно учить детей писать и читать в раннем возрасте. Насколько комфортно таким ученикам будет в начальной школе?
 
– Если в классе подбираются дети, которые умеют читать, то в принципе они все будут идти в ногу. А вот с детьми с разным уровнем подготовки учителю работать сложно. Как правило, те, кто умеет читать и писать к первому классу, обделены вниманием учителя, так как ориентация идет все-таки на большинство, а меньшинство начинает скучать. Если все учат букву «А», а ребенок уже весь алфавит знает, то он теряет интерес к школе.
 
– Слышала от педагогов, что некоторые дети и читать-писать умеют, но неусидчивые и им сложно приноровиться к учебному процессу.
 
– Да. Многое зависит от сформировавшихся произвольных процессов, усидчивости, умения слышать и выполнять поставленные задачи. Например, попробуйте дать ребенку такое задание: «Нарисуй на ниточке пять круглых бусинок разного цвета, чтобы ниточка проходила по их центру, а в середине была синяя бусинка». Берется во внимание, насколько ребенок услышит эти пять условий и выполнит их. Большинство детей, кстати, это не могут сделать. Потому что они не слушают, что им говорят. Некоторые начинают рисовать не круглые бусинки, а звездочки, которые им больше нравятся. Игровая функция у таких детей еще на первом месте. Если ребенок не выполнил все условия, а ему 6 лет, то, возможно, в школу идти рано либо стоит позаниматься с психологом.
 
– По вашим наблюдениям, каким детям проще адаптироваться к школе?
 
– Ребенок в новом коллективе встречает большое количество людей, и ему нужно за короткий срок усвоить социальные роли «ученик», «одноклассник»… Это проще делать ребятам открытым, общительным. Немаловажную роль в этом играет и здоровье: если ребенок часто болеет, ему, вероятно, сложнее влиться в коллектив, так как будет отсутствовать в момент завязывания дружеских отношений. А если он готов идти в школу, знает, что это такое, может высидеть урок, внимательно слушая, ему будет проще адаптироваться. 
 
Подыскать ключик
 
– Часто можно услышать от родителей: ребенок не хочет ходить в школу и учиться. В чем причина?
 
– Его нужно мотивировать, объяснить, зачем нужна учеба. Но не заставлять. Такие действия наоборот могут вызвать у юного поколения агрессию. У первоклассников – разочарование: ребенок ожидал одно, а увидел другое. Бывает, родители расписывают детям учебу в школе только в радужных красках. На деле получается иначе. Я советую обратиться к школьному психологу, чтобы он помог определиться с причинами нежелания ходить в школу. Интересы ребенка и коллектива могут не совпасть. Или, случается, школьника не принимают другие: возможно, он просто не умеет дружить. Конфликт с педагогом не всегда носит открытый характер, и выявить эту причину проще специалисту. Вероятно, дома и в детском саду с ребенком сюсюкались, а в школе – нет. В связи с этим самооценка стала низкой. Семейные ссоры тоже могут отбить желание посещать уроки.
 
– Как же мотивировать ребенка на учебу?
 
– Мотивы бывают разные. Одни дети ходят в школу для того, чтобы получать знания, другие – для родителей, третьи получают удовольствие, когда чувствуют себя в классе звездой… Важно до ребенка донести, что учеба и знания нужны ему, а не родителям. Что он сам должен отвечать за успехи и неудачи, а не мама с папой. Не стоит взрослым перекладывать ответственность за учебу ребенка на себя. Нужно показать, что его оценки – это его оценки, ими оценивают его старания, а не старания взрослых. В начальной школе советую мотивировать чем-то, что находится в ближайшей зоне интересов ребенка. К примеру, мальчику можно сказать: «Ты любишь собирать роботов, для этого нужно прочитать инструкцию. Если выучишь буквы – сам сможешь это делать». Важно найти этот ключик, который вызовет интерес к миру знаний. 
 
«Поделись улыбкою своей…»
 
– Не секрет, что всё больше становится детей, которые не умеют себя вести в школе. В чем причина?
 
– Как правило, таким детям либо всё в семье разрешено, либо запрещено. И одни, и другие ведут себя как хотят. Потому что если разрешено всё дома, то и в школе всё можно, считает ребенок. В учебном заведении его может поставить на место только строгий учитель, который будет авторитетом. И второй вариант: дома всё запрещено, но надо же где-то «оторваться». И ребенок решает делать это в школе – кого-то обидеть, что-то отобрать. Родителям нужно воспитывать детей на своем примере. Им следует показывать, что они принимают ребенка таким, какой он есть. Но также необходимо и дать понять: там, где заканчиваются его права, начинаются права другого человека. Если ребенок делает кому-то больно, это уже неправильно. Он должен понимать, где можно «оторваться», а где нет. Когда дети дерутся, я вспоминаю мультфильм «Крошка Енот». В принципе, там всё четко показано: если ты пришел с палкой – и к тебе с палкой, ты другому улыбнулся – и он тебе. Замечательный мультик. Его обязательно надо показывать детям, которые идут в коллектив. Важно воспитывать самостоятельность: за мой выбор сам буду нести ответственность. 
 
Дефицит внимания
 
– Вот вы работаете с младшими школьниками. Чего, на ваш взгляд, им не хватает?
 
– Родительского внимания. Ребенку кажется, что весь мир крутится вокруг него и внимания ему хочется как можно больше. Сейчас многие родители стараются разными способами откупаться от детей. Дают им телефоны, чтобы играли и их не трогали. А потом удивляются, что они так зависимы от гаджетов. Дома ребенку не хватает внимания, и он старается его привлечь в школе. А хорошими поступками это сложно сделать. Но до ребенка следует донести, что прославляться нужно как раз добрыми делами. Родители это могут показывать своим поведением.
 
– Не раз слышала, что дети разучились разговаривать друг с дружкой…
 
– Это так. Раньше ребята много играли вместе, ходили в гости. Сейчас мы редко приглашаем кого-то с детьми. И они поэтому не всегда знают, как общаться. Во-вторых, ребята мало разговаривают с родителями, которые часто сами сидят в интернете. Молодое поколение думает так: зачем играть на какой-то улице и напрягаться, если можно засесть за компьютерные игры, не выходя из дома, кушая чипсы? Но мы все-таки живем в социуме и должны уметь общаться. Если не научим этому своих детей, то и они – своих тоже… 
grodroo.by © 2021 Все права защищены
Mы в соцсетях:
Регистрационный номер: 4141101368
Яндекс.Метрика