В Гродненском районе проживают 13 приемный семей, в которых воспитываются 27 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 62 ребенка – в 42 опекунских семьях и семеро ребят – в ДДСТ в г. Скидель. Безусловно, это та категория несовершеннолетних, которая требует особого внимания и контроля как со стороны управления образования Гродненского райисполкома, так и со стороны государственных учреждений образования, где обучаются и воспитываются дети из замещающих семей. Такие ребята часто становятся заложниками сложных кризисных ситуаций, выход из которых помогают найти педагоги-психологи и педагоги социальные.
Педагогами-психологами и педагогами социальными учреждений образования разработаны материалы, в которых отражена практика обобщения и внедрения эффективного педагогического опыта по выходу из кризисных ситуаций.
Своими знаниями поделилась педагог-психолог ГУО «Дошкольный центр развития ребенка аг.Вертелишки» Лескевич Татьяна Викторовна. С ее точки зрения, изучение положения детей в замещающих семьях целесообразно начинать со сбора объективных данных, а именно информации воспитателя дошкольного образования о положении ребенка в замещающей семье, результатов медицинского обследования и психодиагностики ребенка.
Наиболее типичными проблемами детей, которые воспитываются в приемных семьях, являются последствия эмоциональной депривации, сложности социализации в новых условиях, проблемы взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, отсутствие коммуникативных навыков и т.д. Внешне это может проявляться в агрессивном поведении, негативизме, эмоциональной глухоте и отверженности, конфликтности, нестабильности отношений с окружающими и т.п., цель подобного поведения - привлечь к себе внимание.
От педагога-психолога при работе с данной категорией детей требуется умение расположить к себе ребенка, войти к нему в доверие, умение слушать и слышать, быть для него не только педагогом, но и другом, который всегда выслушает, поймет и поддержит.
Психолого-педагогическая работа призвана корректировать, прежде всего, те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию воспитанника и может осуществляться через:
-работу с социальным окружением ребенка;
-работу по формированию для ребенка адекватной референтной группы;
-привлечение ребенка и его родителей к участию в мероприятиях, организованных дошкольным учреждением;
-консультативную и просветительскую работу с родителями.
Ввиду вышеизложенного, важно отметить, что своевременное психолого-педагогическое обследование детей из категории замещающих семей позволит выявить имеющиеся проблемы у несовершеннолетних и оказать им своевременную коррекционную работу.