Яндекс.Метрика
Регистрационный номер: 4141101368

Королевское местечко. Удивительные факты о топонимике и геральдике Скиделя

Речной исток

Первое письменное свидетельство о Скиделе встречается в Литовской метрике в 1466 году. В нем речь идет про сокольничего Саву, которому принадлежит сельцо Остапково и который «вымер деи без наследька». Кроме этого, упоминается: «Приказ пана Товьтвилов у Скидли. Мая 11, индикт 1». Про существование других населенных пунктов под таким названием ничего не известно, поэтому можно судить, что в приказе речь идет именно о нашем Скиделе.
 
Официально годом рождения города считается 1508 год. 
 
В это время пан Николай Пацевич (представитель славного рода Пацав), государственный деятель Великого княжества Литовского, просил у великого князя Сигизмунда I Старого пять служб на имя Костьковичей с семью дымами в Скидельском повете, с пашней дубровой «близко дороги великое Городенское, едучи до Городна на правой руце», и сеножатями около своего двора Мильковского. На карте Скидель впервые появляется в конце XVI в.
 
Однако нет ни одного документа, в котором бы шла речь о названии города. Самой распространенной из всех версий, и не только для Скиделя, является происхождение названия от гидронима, то есть от названия реки. Реки появились раньше городов, люди селились возле них для получения воды и пищи. И в ряде случаев непосредственно по ним давали названия своим поселениям. Такая же версия существует и о Скиделе, ведь на территории города протекает несколько рек: Скидлянка, Котра и Спушанка.
 
Однако отношение к названию имеет только первая из них: Скиделька (Скиделица, Скиделянка, Скидалька, Скидлянка). Левый приток Котры (бассейн Немана). На реке стоит город Скидель, на восточной окраине которого находится устье реки Спушанка – притока Скидельки. Таким образом, первая теория предполагает, что название Скиделя идет по названию реки.
 
Скидельчане считают, что название Скидель связано с его местоположением. Он находится у ранее полноводной реки, через которую перевозили различные грузы с востока на запад. Мост был очень плох, стар, поэтому все товары оставляли на берегу, «скидали», а потом переправляли на пароме. Вот почему эту реку назвали Скидлянкой, а местечко Скиделем. 
 
И еще, по преданию, приходилось скидывать часть своих товаров с повозок, потому что, начиная с того места, где сейчас стоит Скидель, колеса вязли в песчаных землях. Вот тогда и было решено основать населенный пункт, где бы можно было временно хранить часть товара для его дальнейшей транспортировки. И назвали его Скидаль, что в местной этимологии преобразилось как «Складчина». Потверждением данной теории служит то, что город находился на торговом пути Слоним – Гродно. Такой длинный путь был полон разнообразных опасностей. И чтобы уберечь товары от кражи, организовали такой перевалочный пункт, как Скидель.
 

Бревна Нарбута

Рядом со Скиделем есть деревня Суховляны, первоначальное название которой Сухи Скидель. Это подтверждает, что земли здесь песчаные, неблагодатные. Благодаря этому возникла одна из городских легенд, которая повествует о том, что некогда через Скидель проезжала королева, по некоторым предположениям эта была императрица Екатерина II. Однако этот миф опровергается тем, что императрица ездила по данным территориям лишь по специально построенным маршрутам, и не один из них не вел через Скидель. Таким образом, если какая знатная персона проезжала через эти места, то это была лишь представительница благородного сословия. Карета ее была нагружена богатым багажом. Проезжая по песку, колеса начинали вязнуть, что не позволяло продолжить движение. Для спасения особы возничий начал кричать: «Скидай!» Так она лишилась своего багажа, но смогла уцелеть и продолжить движения, дав название этим местам Скидель.
 
Само название королевского местечка с пятивековой историей ученые связывают со словом «skydas» или «skiderlis», что в переводе с балтского означает «щит», или «застава». 
 
Однако, подтверждая данную теорию, стоит обратить внимания на то, в действительности ли балты заселяли эти территории. Изучая карты расселения балтских племен на землях Беларуси, было обнаружено, что на данной территории в свое время поселилась одна из балтских групп: ятвяги. Следующим подтверждением наличия балтов в районе современного Скиделя являются записи Теодора Нарбута, который в 1807 году имел случай увидеть близ Скидельской церкви обрубок бревна, употреблявшийся вместо скамейки. На бревне была надпись, выбитая на кириллице. Бревно это, по предположению Нарбута, осталось от старой церкви. И находящаяся на нем надпись свидетельствует о крещении в Скиделе в 1553 году ятвягов каким-то Варфоломеем. В 1810 году Нарбуту сообщали о существовании надписей и на некоторых бревнах тогдашней Скидельской церкви. Бревна эти, по объяснению Нарбута, также могли остаться от старой, со времен крещения ятвягов, церкви. Это свидетельствует не только о существовании балтов на этой территории, но и о том, что в данных местах они приняли крещение.
 
Следующее подтверждение проживания балтов в данной местности мы можем встретить в сочинениях известного русского историка С. М. Соловьева, который отмечает: «О происхождении ятвягов древние писатели разногласят: одни говорят, что ятвяги языком, религиею и нравами были схожи с Литвою, пруссами и самогитами, другие же, что ятвяги совершенно отличались языком от славян и Литвы. Новейшие исследователи признают их потомками язигов сарматских, но без положительно ясных доказательств. Каково бы ни было происхождение ятвягов, народ этот является в истории диким, разбойническим и очень долго сохраняет язычество. Веря в переселение душ, ятвяги в битвах не обращались в бегство и не сдавались в плен, но погибали вместе с женами; вели образ жизни полуоседлый, полукочевой. Указывают и теперь еще остатки ятвягов в Скидельском округе, на левой стороне реки Пелясы и Котры, они резко отделяются от белорусов и литовцев смуглым видом, черным платьем, нравами и обычаями, хотя все уже говорят белорусским языком с литовским произношением. У белорусов в Подляшье существует поговорка: «Смотрит ятвягом (выгляда як ядвинга)» в значении: смотрит разбойником».

Спорный «щит»

Эти факты приводят к выводу, что балты действительно могли жить на данной территории и обустроить небольшое селение, которое впоследствии получило развитие и преобразовалось в Скидель.
 
Однако само нарекание «щит» или «застава» является весьма оспариваемым, так как Скидель никогда не имел каких-либо укреплений и не являлся местом дислокации войск. Защиты Гродно с востока ко времени упоминания селения в письменных источниках не требовалось. 
 
Также здесь можно выдвинуть теории о том, что город мог получить название по имени ятвяжского предводителя Скидаса. Однако эта теория ничем не оправдывается и не доказывается, но всё же как факт имеет право на существование, примером такому явлению служит город Туров, который, по одной из теорий, несет свое название от Тура. 
 
Да, трагических историй в судьбе Скиделя было достаточно много, но все они возникли из-за войн, во время которых Скидель «попадал под горячую руку». Еще одним этнонимом служит слово «skiderlis», так как оно еще может переводиться как лохмотья, это может свидетельствовать о том, что вследствие многократного разорения города судьба людей тут была действительно тяжелой.
Источник: https://rgazeta.by/
grodroo.by © 2022 Все права защищены
Mы в соцсетях:
Регистрационный номер: 4141101368
Яндекс.Метрика