Яндекс.Метрика
Регистрационный номер: 4141101368

Изменения в учебных программах по истории Беларуси. В средних классах изучаются факты, в старших – причинно-следственные связи.

Шесть лет назад в учреждениях общего среднего образования начали поэтапно внедряться обновленные учебные программы по всем школьным предметам. Задача – усилить практический подход, чтобы не просто дать ребенку знания, а научить использовать их в обычной жизни или профессиональной деятельности. В Национальном институте образования «Знаменка» поинтересовалась, какие преобразования коснулись учебников по истории Беларуси, насколько они могут быть эффективными в гражданско-патриотическом воспитании.
 
От фактов – к проблемам
 
Новые учебные программы по истории разрабатывались с учетом концентрического подхода к содержанию. Это значит, что история с древнейших времен до наших дней изучается сначала в 5–9-х классах на фактологическом уровне, затем в 10–11-х классах –на проблемно-теоретическом уровне, вводит в курс дела начальник отдела методического обеспечения историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования Ольга Певзнер
 
– Рассмотрим это на примере темы «История Великой Отечественной войны». Она изучается в 4, 9 и 11-х классах. На уроках «Мая Радзіма – Беларусь» четвероклассники получают представление об основных событиях Великой Отечественной на территории Беларуси. Системно эта тема изучается в 9-м классе: на ее освоение отводится пять уроков по всемирной истории и шесть – по истории Беларуси. В 11-м классе на изучение темы Великой Отечественной войны запланировано четыре часа на базовом уровне изучения предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» и десять часов – на повышенном. Дополнительно педагог по своему усмотрению может задействовать часы уроков-практикумов (то есть еще пять часов).
 
Учебной программой по истории Беларуси также предусмотрено отдельное занятие «Наш край», на котором учащиеся узнают о событиях, происходивших в годы войны на территории региона, где они проживают, а учителя могут использовать материалы школьных и краеведческих музеев, периодической печати, историко-документальные хроники «Память», добавляет Ольга Певзнер: 
 
– По желанию ученики 9-х или 11-х классов могут посещать факультативные занятия «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)». Курс рассчитан на 35 часов, а учебно-методический комплекс включает пособие для учащегося (доработано и переиздано в 2020 году: в нем появились ссылки в виде QR-кодов на документальную хронику), хрестоматию, справочник, атлас, рабочую тетрадь, пособие для педагога.
 
Примечательно, что общее количество часов на системное изучение истории Великой Отечественной войны в современной школе сопоставимо с количеством часов, отводившихся на освоение этой темы в советской школе. Так, в 1990 году ей были посвящены 13 параграфов в учебнике «История СССР» и четыре параграфа в учебнике «Новейшая история».
 
Научить учиться
 
Ключевые вопросы, изучение которых предусмотрено программой, – героизм и патриотизм советских людей в начале Великой Отечественной войны, партизанская и подпольная деятельность на оккупированной территории Беларуси, подвиг советских воинов во время освобождения БССР от немецко-фашистских захватчиков, вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией, перечисляет Ольга Певзнер:
 
– Особое внимание уделяется трагическим событиям на оккупированной территории Беларуси и политике геноцида. На уроках всемирной истории ученики узнают о событиях, происходивших за пределами Беларуси: битва за Москву, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, блокада Ленинграда, Берлинская наступательная операция. В 9-м классе уча­щиеся знакомятся с такими понятиями, как Великая Отечественная война, фашизм, «новый порядок», план «Ост», геноцид, партизанское движение, подпольная борьба, «рельсовая война», операция «Багратион». В учебных пособиях для 11-го класса материал излагается более системно. Это значит, что в них больше заданий, которые требуют анализа разных источников информации, уста­новления причинно-следственных связей между историческими собы­тиями, аргументированной оценки изучаемых событий.
 
Ольга Певзнер обращает внимание, что ни один школьный учебник не может включать детальное описание всех явлений и событий:
 
– Современный учебник – это основной источник информации по учебному предмету, выполняющий роль навигатора в информационном поле. Задача педагога – научить детей работать с разными источниками информации, критически оценивать их и использовать полученные сведения для решения учебных и практических задач. Знания, усвоенные на уроках, дети углубляют на экскурсиях, воспитательный потенциал которых широко используют педагоги. Для учреждений общего среднего образования разработан перечень рекомендованных для посещения объектов с учетом содержания учебных программ.
grodroo.by © 2021 Все права защищены
Mы в соцсетях:
Регистрационный номер: 4141101368
Яндекс.Метрика