
Работа над совершенствованием системы образования — постоянный процесс. Как должны выстраиваться отношения «ученик — учитель — родители»? Почему важно усиливать присутствие педагога в интернет-пространстве? Что позволит точнее оценивать знания абитуриентов? Об этом и не только в преддверии Республиканского педсовета мы поговорили с заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Лилией Кирьяк.
Определить приоритеты
— Ковидный год показал, что процесс образования требует использования не только традиционных методов обучения. Идет усовершенствование законодательства. Каких изменений ждать?

Редакция значимого документа занимает почти 500 страниц. Чтобы рассказать обо всех изменениях и дополнениях, не хватит газетной полосы. Акцентирую внимание на некоторых моментах. Говоря об инклюзии, мы имеем в виду не только обучение детей с особенностями психофизического развития. Инклюзия в образовании предоставляет равные права и возможности всем обучающимся независимо от их физических, интеллектуальных, социальных и других особенностей: это одаренные ребята, с ограниченными возможностями, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и т.д. Что касается перехода на всеобщее среднее образование, то фактически мы уже к этому подошли. У нас практически все ребята, которые окончили только девять классов, продолжают обучение в школе либо в учреждениях профессионально-технического или среднего специального образования. В новой редакции кодекса вводится понятие «дистанционная форма получения образования». Школа старается быстро реагировать на вызовы времени и отвечать запросам современного общества.
Сейчас законопроект рассматривается ко второму чтению в Палате представителей. Многие нововведения и изменения будут представлены на предстоящем Республиканском педсовете с участием Главы государства.
— Еще одна проблема, которую необходимо решать на государственном уровне, — это повышение престижа учительской профессии.
— К сожалению, учителя многое отвлекает от его первостепенной обязанности. Министерство уже немало сделало, чтобы убрать эту ненужную рутину, которая занимает достаточно времени, однако этот вопрос актуален на местах. Руководство отделов и управлений образования вместе с депутатами всех уровней встречается с педагогами и руководителями учреждений образования для обсуждения вопроса, как переформатировать работу педагога, чтобы она была эффективной и у учителя было время на самообразование, творчество, разработку и внедрение авторских методик, проектов. Еще очень важно продолжить, а где-то и возродить традиции наставничества, когда опытные педагоги-мастера берут так называемое шефство над молодыми, передавая им свой опыт.
— В новом учебном году в школы вернутся военруки. Что это даст подрастающему поколению?
— С 1 сентября в учреждениях образования вводится новая должность — руководитель по военно-патриотическому воспитанию. Такой шаг будет способствовать формированию у юношей и девушек качеств гражданина и патриота, осознанию чувства долга перед своей страной. Ведь любовь к родным местам, своей семье, истории, корням, желание жить в дружбе, мире и взаимопонимании — те ценности, которые составляют духовно-нравственный стержень. Запланированы занятия в рамках учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» в 10—11-х классах один час в неделю, тематические конкурсы, учебно-полевые сборы и т.д. К подготовке школьников привлекут также кадровых военных. Ребятам предложат еще больше маршрутов по военно-историческим местам Беларуси.
Без двойной нагрузки
— Планируется корректировка школьных экзаменов и приведение их в соответствие с централизованным тестированием?
— Сейчас выпускникам приходится сдавать несколько испытаний: сначала за школьный курс, затем централизованное тестирование. Это двойная нагрузка и дополнительное психологическое напряжение. Предлагается введение национального экзамена, то есть совмещение выпускных испытаний и ЦТ по учебным предметам: «Математика», «Русский язык» или «Белорусский язык».
Также рассматривается введение внутреннего экзамена в вузах. В личной беседе преподаватель может оценить не только знания, но и мотивацию, личные качества ученика. Безусловно, у тестирования свои плюсы, но нередко такой подход лишает абитуриента возможности раскрытия логики своих мыслей, умения анализировать и делать выводы.
— В мае всех шокировала трагедия в Казани, унесшая жизни детей и учителей. Случаи нападения в школе были и у нас. Какие меры принимаются, чтобы предотвратить подобные трагедии?
— В школах и гимназиях установлены системы безопасности, так называемые тревожные кнопки для экстренного вызова милиции, турникеты, действует система видеонаблюдения, работает охрана, во многих учебных заведениях пропуск взрослых осуществляется только по удостоверениям.
С прошлого года в учреждениях образования разного типа — Сморгонского и Воложинского районов, Партизанского района столицы — реализуется экспериментальный проект по апробации модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи. Проект предусматривает систему психологической поддержки учеников, родителей и педагогов, а также быстрого реагирования в случаях кризисной ситуации. Главная задача — упредить проблему. Важный момент: педагог-психолог обслуживает несколько школ, становится независимым от руководства и предоставляет всю информацию о наболевших проблемах. Для подготовки специалистов на базе Республиканского центра психологической помощи уже организовано соответствующее обучение.
Психолого-педагогическая поддержка, придание семейному воспитанию целенаправленного, общественно значимого характера поможет сформировать у подрастающего поколения четкую нравственную систему координат. Особое внимание этому моменту будет уделять проект «Родительский университет».
Этот важный виртуальный мир
— Различные соцсети, популярные у подростков, перестанут быть неуправляемым явлением только в том случае, если учитель и прежде всего родители будут присутствовать в интернет-пространстве. К Telegram, Viber и другим платформам нужно относиться не как к альтернативе традиционной системы воспитания, а как к ее продолжению. Мы не можем запретить или ограничить присутствие наших детей и молодежи в интернете, но мы должны научить их критически оценивать различную информацию, научиться ее анализировать. Что касается деструктивного влияния отдельных ресурсов и чатов, то мы уже внесли изменения в законодательные нормы, запрещающие контент, который содержит пропаганду насилия, наркотиков, призывающий к суицидам, устанавливает ответственность за размещение такой информации, предусматривает блокировку таких интернет-ресурсов.
Источник: https://rgazeta.by/