
Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули А. С. Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.
А. С. Макаренко на основе обычаев и приёмов народной педагогики (в том числе «общего дела», то есть воспитания и обучения через привлечение к посильному труду для достижения понятных и обозримых целей к общей пользе), разработанной им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, а также глубокой веры в человека (в том числе на основе философии произведений М. Горького), предложил и успешно опробовал воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии его имя. Составляющими этой системы были демократические основы (соуправление воспитанников и сотрудников, общее собрание, систематическая ротация командиров отрядов и т. д.)
По настойчивому совету М. Горького осуществил литературное описание своего педагогического опыта и разработок в «Педагогической поэме» — самого известного в России и за рубежом произведения А.С. Макаренко.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ИДЕИ А.С. МАКАРЕНКО И ИХ АКТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Ведущей идеей А.С. Макаренко является теория воспитательного коллектива. Эта система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью. Согласно концепции Макаренко, рассматриваемая форма педагогического процесса предполагает формирование у обучающихся определенных норм и взаимоотношений, присущих человеческому коллективу. Педагогическая система А.С. Макаренко в своей основе имеет гуманный подход к обучающимся. Его идеи заключаются в том, что каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие. Идея А.С. Макаренко о «социально зрелой личности» основана на том, что человек получает воспитание, развивается только в обществе. И именно общество ставит цели и задачи для воспитания личности, обладающей определенным набором качеств и характеристик, соответствующих общественному заказу, который интегрирует потребности личности в потребности самого социума. А.С. Макаренко справедливо утверждал, что процесс воспитания и образования должен проходить под контролем того общества, которое существует в определенную эпоху. Система целиком направлена на повышение качества образования и механизма его оценивания. Подчеркивая значимость контроля результатов в педагогической деятельности, Макаренко говорил, что «опыт воспитания должен проверяться в самом его протекании и в результатах, и должен в себе заключать постоянный анализ». Важным моментом в системе А.С. Макаренко является концентрация педагога на личности обучающихся. Образовательно-воспитательный процесс строился им на основе аналитических данных. Система А. С. Макаренко базировалась на определении педагогики, как «практически целесообразной науки»: соответствие друг другу целей, задач, форм, методов и результатов образовательного процесса. Сегодня организация воспитательного процесса по-прежнему в своей основе имеет необходимость формирования коллектива, считая важным моментом трудовое воспитание, принцип гуманизма и формирование социально-значимых ценностей: культурных и нравственных. Важнейшим компонентом образования является процесс воспитания, которому А.С. Макаренко уделял огромное внимание. Воспитание является важнейшей целью современного образования, которое основано на интересах общества и государства.
|
|