Яндекс.Метрика
Регистрационный номер: 4141101368

05.09.2019 проведено заседание методического совета ГУО «Гродненский районный учебно-методический кабинет»

05.09.2019 проведено заседание методического совета ГУО «Гродненский районный учебно-методический кабинет», на котором были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Анализ методической работы за прошлый учебный год. Тема, цель, задачи на 2019/2020 учебный год. Утверждение плана работы методического совета на 2019/2020 учебный год.

Информация председателя методического совета Пасевич И.И.

  1. Утверждение районной методической сети с педагогическими кадрами учреждений образования в 2019/2020 учебном году.

Информация председателя методического совета Пасевич И.И.

  1. Об организации стажировки молодых учителей и вновь назначенных заместителей руководителей учреждений образования.

Информация председателя методического совета Пасевич И.И.

  1. Организация и планирование районных методических формирований на 2019/2020 учебный год. Обсуждение и утверждение положений и планов работы методических формирований.

Информация председателя методического совета Пасевич И.И., руководителей районных методических формирований.

  1. О проведении сверки кадров учреждений образования района в государственном учреждении образования«Гродненский областной институт развития образования».

Информация председателя методического совета Пасевич И.И.

  1. О рассмотрении программ районной очно-заочной школы «Умники и умницы».

Информация Калугиной С.А., главного специалиста управления образования Гродненского райисполкома.

  1. Об итогах аттестационной работы в 2018/2019 учебном году

Информация Юшкевич И.И., методиста гродненского районного учебно-методического кабинета.

  1. Об утверждении плана работы Школы совершенствования педагогического мастерства по подготовке педагогов к аттестации «Самосовершенствование – путь к успеху» на 2019/2020 учебный год.

Информация председателя методического совета Пасевич И.И.

         Заслушав и обсудив информацию И.И.Пасевич по вопросу «Анализ методической работы за прошлый учебный год. Тема, цель, задачи на 2019/2020 учебный год», методический совет отмечает, что в учреждениях общего среднего образования района методическая деятельность по сопровождению работы с педагогическими кадрами ориентирована на рост профессионализма педагогов, совершенствование их компетенций, направленных на повышение качества образования.

Сформирована модель непрерывного педагогического образования.

Выстроено планирование и методическая работа с молодыми специалистами, резервом кадров, организовано взаимодействие управления образования, государственного учреждения образования «Гродненский районный учебно-методический кабинет», руководителей учреждений образования и педагогов. В районе сложилась эффективная система работы по организационно-методическому сопровождению реализации экспериментальных и инновационных проектов республиканского уровня, управлению инновационными процессами.

Методические службы Путришковской СШ, СШ № 1 г. Скиделя, Поречской СШ, УДО агр. Обухово занимают активную позицию в сфере организации образовательных услуг и научно-методического сопровождения педагогической деятельности на уровне области.

Целенаправленная работа позволила достичь результатов по итогам участия педагогов  в областных, республиканских и международных выставках научно-методической литературы и педагогического передового опыта, конкурсах. Более 60 результативных участий педагогов в республиканских и международных конференциях, семинарах, проводимых при участии МО РБ, НИО, АПО, РИВШ, РИПО, ГрОИРО.

Продолжена работа по трансляции эффективного опыта в республиканских педагогических изданиях: за 1 полугодие 2019 – 90 публикаций. 

Эффективность методической работы в учреждении образования определяется также мерой управления самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Итогом работы учителей над темой самообразования является изучение, обобщение и распространение их опыта. Обобщен опыт 26 педагогов.

         План повышения квалификации в 1 полугодии в ИРО, АПО выполнен на 100%.

Стабильным является процент педагогов школ с высшим образованием и составляет 94% (+0,7%), область – 91,2%. Вместе с тем не выполнен показатель Государственной программы «Образование и молодежная политика на 2016-2020 годы» «доля учителей с высшей и первой квалификационной категорией» составляет 71,1% (плановый показатель – 75,8%), областной показатель – 73,7%. Ниже областных показателей образовательный и профессиональный уровни педагогических работников в учреждениях дошкольного образования: 59,3% (+3%) педагогов с высшим образованием, область – 61,8%. 42,6% (+4%) педагогов имеют высшую и первую категории (область – 57,9%). В 2018/2019 учебном году 144 педагога повысили свои квалификационные категории (19 на высшую, 63 на первую, 62 на вторую).

Укреплению материально-технической базы учебных кабинетов, систематизации материалов  способствовало проведение смотров-конкурсов предметных кабинетов, пунктов коррекционно-педагогической помощи,  на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в группе учреждения дошкольного образования.

В то же время в организации методической работы существует ряд нерешенных вопросов. При организации методической работы в учреждениях образования недостаточно активно внедряется использование интерактивных форм работы, возможностей информационных технологий. Практическая часть в большинстве планов работы школьных методических объединений сводится к посещению и анализу открытого урока.  

Не все учреждения используют возможности участия в конкурсах профессионального мастерства для повышения профессиональной компетенции педагогов.

Не на должном уровне ведется работа по подготовке педагогов к сдаче экзамена на квалификационную категорию «Учитель-методист».

Анализ посещенных уроков  свидетельствует о том, что не на должном уровне организована контрольно-оценочная деятельность на уроках, недостаточно используются дифференцированные  задания.

Проанализировав методическую работу в учреждениях образования за 2018/2019 учебный год и результаты диагностики педагогических затруднений учителей района, рекомендована единая районная методическая тема «Развитие предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования». 

Целью которой будет:

Совершенствование образовательного процесса, повышение профессионального мастерства педагогов учреждений образования района, освоение рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся с учётом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики.

Основными задачами методической работы в 2019/2020 учебном году будут:

  1. развивать и совершенствовать предметно-методические компетенции педагогов в условиях обновления содержания образования
  2. совершенствовать образовательный процесс по учебным предметам с учётом рекомендаций по итогам республиканского мониторинга качества общего среднего образования, проведенного Национальным институтом образования;
  3. обеспечить методическое сопровождение деятельности педагогов по вопросам допрофильной подготовки, профильного и профессионального обучения учащихся и др.;
  4. осуществить анализ выполнения перспективных планов аттестации педагогов учреждений образования Гродненским районным учебно-методическим кабинетом с целью оказания методической поддержки по подготовке педагогов к аттестации на присвоение более высокой категории;
  5. обеспечить эффективное функционирование районных и областных ресурсных центров по актуальным направлениям деятельности;
  6. повысить результативность работы школьных методических формирований через применение эффективных форм взаимодействия;
  7. совершенствовать качество подготовки учащихся к централизованному тестированию, олимпиадам, конкурсам (конференциям) исследовательского характера, через системное обучение педагогов по организации исследовательской и проектной деятельности в учреждениях образования;
  8. включить педагогов в деятельность по освоению способов реализации компетентностного подхода в преподавании учебных предметов, воспитательного потенциала на учебных и факультативных занятиях.

На основании вышеизложенного методический совет РЕШИЛ:

1.1.Руководителям учреждений общего среднего образования:

1.1.1. организовать методическое сопровождение педагогов к сдаче экзамена на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», 2019/2020 учебный год, далее – постоянно;

1.1.2. организовать освоение способов реализации компетентностного подхода в преподавании учебных предметов, воспитательного потенциала учебных и факультативных занятий через включение педагогов в практическую деятельность, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно;

1.1.3. с целью повышения качества предметного преподавания, активизации внедрения новых педагогических технологий организовать проведение внутришкольных конкурсов «Открытый урок», учитывая в дальнейшем возможности публикации в средствах массовой информации, в течение 2019/2020 учебного года.

1.2.   Руководителям школьных методических формирований:

1.2.1. Скорректировать планы работы школьных методических формирований с учетом рекомендаций Гродненского районного учебно-методического кабинета, сентябрь 2019 года.

1.2.2. Включить в планы работы методических объединений вопросы контрольно-оценочной деятельности, применения методов и приемов, способствующих активизации и развитию обучающихся, дифференциации обучения  и обеспечить неформальную практикоориентированную работу (мастер-классы, деловые игры, практикумы, круглые столы, конкурсы и др.) по их изучению, до 15.09.2019.

1.2.3. Повысить результативность работы школьных методических формирований через применение современных и эффективных форм работы с целью повышения качества предметного преподавания, активизации внедрения новых педагогических технологий, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно.

1.2.4. Совершенствовать качество подготовки учащихся к централизованному тестированию, олимпиадам, конкурсам (конференциям) исследовательского характера,  через системное обучение педагогов по организации исследовательской и проектной деятельности в учреждениях образования, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно.

1.2.5. Активизировать работу по представлению опыта работы педагогов на страницах периодической печати, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно.

1.2.6. Организовать работу, направленную на результативность выполнения перспективного плана присвоения квалификационной категории педагогов, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно.

1.3.   Председателю методического совета откорректированный план работы методического совета на 2019/2020 учебный год внести в план работы методического кабинета, до 12.09.2019.

 

Заслушав и обсудив информацию И.И.Пасевич по вопросу «Об организации стажировки молодых учителей и вновь назначенных заместителей руководителей учреждений образования», методический совет отмечает, что в районе сложилась определенная система работы с молодыми кадрами.

Управлением образования, руководителями учреждений образования принимаются меры по комплектованию учреждений образования квалифицированными кадрами.

Из приступивших в отчетный период к работе молодых педагогов высшее образование имеют 25 педагогов (59,5)%, среднее специальное – 17 (40,47%). Из 17 выпускников, не имеющих высшего образования, учатся заочно в УВО 6 (14,3%).

В практику работы вошло собеседование начальника управления образования с молодыми специалистами по вопросам их профессиональной деятельности, трудовой и исполнительской дисциплины.

Значительное внимание уделяется организации досуга молодых педагогов. Гродненским районным исполнительным комитетом ежегодно проводятся встречи руководства района с молодыми специалистами, прибывшими на работу в Гродненский район. В рамках встречи молодые специалисты в торжественной обстановке получают «Путевку в жизнь», знакомятся с жизнью района, лучшими работниками различных отраслей. Управлением образования проводится чествование молодых специалистов на августовском совещании руководящих работников, специалистов, педагогических кадров профсоюзного актива. На уровне района проводятся спартакиады работников отрасли, туристические слеты, активными участниками которых становятся и молодые педагоги. Молодые специалисты приняли участие в районных конкурсах «Новые имена Беларуси», «Белорусский мастер», фотоконкурсе «Роль профсоюза в моей жизни» др. Ежегодно районным комитетом профсоюза организовываются экскурсии, в которых также принимают участие и молодые специалисты. В учреждениях образования на августовских педагогических советах осуществляется представление молодых специалистов с вручением памятных подарков.

Государственным учреждением образования «Гродненский районный учебно-методический кабинет» выстроена система организационно-методического сопровождения молодых специалистов на уровне района по повышению профессиональной компетентности руководящих работников и специалистов, руководителей МО, организующих работу с молодыми специалистами;  по повышению уровня профессиональной компетентности молодых специалистов через дифференциацию и оптимальное сочетание  видов и форм  методической работы, стимулирование профессиональной творческой активности и стремления к профессиональному росту.

Особое внимание уделяется методическому и психологическому сопровождению процесса адаптации молодых педагогов.

Традиционно в районе работала Школа молодого учителя по 9-ти направлениям, на занятиях которой проанализированы дидактические и методические основы современного урока, его структурные компоненты. В районе организована также работа школы молодого педагога совместно с педагогическими классами. Методистами районного учебно-методического кабинета проводится диагностика педзатруднений молодых педагогов, по результатам которой оказывается адресная индивидуальная помощь молодым педагогам. Посещение уроков молодых специалистов с целью ознакомления с методикой преподавания и оказания методической помощи в начале учебного года помогло выявить типичные затруднения :

- в составлении КТП ( календарно-тематического планирования);

- в составлении поурочных планов ( соответствие структуры урока его типу)

-в распределении времени на этапах урока;

-в формулировке триединых дидактических целей;

-в выставлении аргументированных оценок за урок, за усвоение темы;

- в правильном оформлении журналов;

Для устранения указанных затруднений были проведены:

18 районных семинаров, из которых 3 по организации контрольно-оценочной и рефлексивной деятельности на учебном занятии, 8 по  методическим основам современного учебного занятия, требованиям к его проведению, самоанализу и анализу учебных занятий, 2 заседания РМО по теме «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе» и др. и 91 семинар в рамках работы районных учебно-методических формирований.

Районный учебно-методический кабинетом для молодых специалистов проводятся индивидуальные консультации по ведению школьной документации, планированию учебных занятий, осуществлению контроля (всего проведено более 40 консультаций, в том числе по темам: «Программа, тематическое планирование, поурочное планирование, ведение документации – основа организации учебного процесса», «Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам «Химия» и «Биология». Учебный химический эксперимент и методика его использования»).

Осуществляются методические выезды к молодым специалистам для оказания методической помощи (в соответствии с графиком). В апреле проводилась неделя молодого специалиста, в рамках которой анализировано выполнение индивидуальных планов работы стажеров. Методистами РУМК и специалистами управления образования (в рамках недели молодого педагога) были посещены 35 из 47 учебных занятий).

В районе организована работа с привлечением интернет-ресурсов (виртуальный методический кабинет). На сайте управления есть раздел «Молодому учителю», где размещается информация для молодых специалистов. Организованы консультационные пункты индивидуальной помощи молодым специалистам.

Вместе с тем, в ходе изучения деятельности учреждений образования выявлен ряд проблем и недочетов в работе с молодыми специалистами.

Не во всех учреждениях образования ведется коррекция работы с молодыми специалистами в зависимости от их затруднений; не отслеживается деятельность учителей-наставников.

На основании вышеизложенного методический совет РЕШИЛ:

  • Методистам ГУО «Гродненский районный учебно-методический кабинет»:
    • составить график выездов к молодым специалистам, до 09.09.2019;
    • проводить мониторинг удовлетворенности молодых специалистов качеством методического сопровождения, в зависимости от выявленных затруднений осуществлять коррекцию методической деятельности, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно;
    • проводить диагностику педагогических затруднений молодых специалистов, на основе анализа которой планировать индивидуальные образовательные маршруты педагогов, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно;
  • Руководителям учреждений образования:
    • проводить мониторинг удовлетворенности молодых специалистов условиями работы, на основе итогов разрабатывать мероприятия по закреплению педагогических кадров в учреждениях образования района, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно;
    • определить систему анализа деятельности учителей-наставников с молодыми специалистами на уровне учреждений образования, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно;
  • Руководителям районных ШМУ:
    • составить планы работы районных предметных школ молодого учителя, до 09.09.2019;
    • оказывать методическое сопровождение молодым педагогам по совершенствованию методики преподавания, овладению современными образовательными технологиями, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно;
    • использовать в организации методической работы с молодыми специалистами интернет онлайн-ресурсы, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно.

Заслушав и обсудив информацию И.В.Юшкевич по вопросу «Об итогах аттестационной работы в 2018/2019 учебном году», методический совет отмечает, что  аттестация педагогических работников района проводится в соответствии с действующими нормативными документами. В учреждениях образования налажен четкий алгоритм организации и проведения аттестации, который строится по следующим направлениям: информационно-разъяснительное (информирование педагогов о введенных нормах аттестации, разъяснения по введенным изменениям и дополнениям действующих норм), изучение педагогической деятельности аттестуемых, оформление локальной документации, планирование и контроль вопросов аттестации. Используются различные методы изучения педагогической деятельности аттестуемых: анализ документации учреждения образования, анализ посещённых учебных, воспитательных занятий, мероприятий, собеседование. В конце аттестационного периода на заседании педагогического совета подводятся итоги аттестации. Проводится работа по аттестации педагогов на присвоение высшей квалификационной категории, составлен перспективный план прохождения курсов повышения квалификации педагогов района, перспективные планы на присвоение категории.

В учреждениях образования района обеспечено организационно-управленческое и методическое сопровождение аттестации педагогов: сформирован полный функциональный пакет документов и материалов по процедуре проведения аттестации, ежегодно в начале учебного года проводятся совещания об организации аттестационной работы, все материалы по технологии проведения аттестации педагогов размещены на специальных тематических стендах и официальном сайте управления образования в разделе «Аттестация», сайтах учреждений образования.

Гродненским районным учебно-методическим кабинетом обеспечено методическое сопровождение председателей аттестационных комиссий и педагогов по актуальным вопросам аттестации.

С целью создания условий для постоянного совершенствования деятельности педагогических кадров согласно решению районного методического совета с 01.09.2018 начала работу районная Школа совершенствования педагогического мастерства по подготовке к аттестации «Самосовершенствование – путь к успеху». В рамках работы Школы совершенствования Гродненским районным учебно-методическим кабинетом с привлечением Гродненского областного института развития образования оказывается консультативное и методическое сопровождение подготовки педагогов к аттестации со сдачей квалификационного экзамена, по обобщению опыта работы педагога и подготовки материалов к публикации.

Всего в 2018/2019 учебном году присвоена квалификационная категория 147 педагогам, из них: 88 – в учреждениях общего среднего образования, 19 – Гродненский районный центр творчества детей и молодежи, 3 – Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Гродненского района, 37 – в учреждениях дошкольного образования.

Присвоена квалификационная категория: вторая – 32 педагогам в учреждении общего образования, 22 – в учреждении дошкольного воспитания, первая – 38 и 15 педагогам соответственно, высшая 18 педагогам учреждений общего среднего образования, в учреждениях дошкольного образования за указанный период педагогам высшая квалификационная категория не присваивалась.

Результативна работа по организации методического сопровождения подготовки педагогов к аттестации, мотивации на присвоение высшей квалификационной категории в СШ № 3 г.Скидель, Путришковской СШ, Озерской СШ, Гожской СШ, Коптевской СШ, Квасовской СШ, СШ № 2 г.Скиделя. Активизировали работу в данном направлении в 2018/2019 учебном году в Вертелишковской СШ, Лойковской СШ, Поречской СШ, Свислочской СШ, Новоселковской БШ.

Однако, анализ аттестационной работы в учреждениях образования свидетельствует о недостаточной работе, проводимой администрацией некоторых учреждений общего среднего образования, по стимулированию и обеспечению своевременного присвоения высшей квалификационной категории педагогов: Сопоцкинской СШ (9 педагогов, кто может претендовать), Обуховской СШ (12), Ратичской СШ (8), УПК ясли-сад-средняя школа агр.Одельск (3), Головачской БШ (4), Житомлянской БШ (4).

Недостаточна работа в данном направлении администрации УПК яслей-сада агр.Луцковляны (второй год подряд нет результатов по присвоению педагогам высшей категории, 7 могут претендовать), снижена работа администрации Индурской СШ (в 2018/2019 учебном году нет педагогов, получивших высшую категорию, 6 могут претендовать), СШ № 1 г.Скиделя (28).

Анализ состояния категорийности в учреждениях дошкольного образования показал положительную динамику по росту числа педагогов имеющих высшую и первую квалификационные категории с 42,6% до 43,6%, но вместе с тем данный показатель остается ниже областного (57,9%).

Отмечается положительная динамика в повышении качества аналитической деятельности при оформлении локальной документации. В соответствии с требованиями в материалах аттестуемых отражается динамика роста и результативность работы аттестуемого, рекомендации в основном конкретизированы. Вместе с тем недостаточно использование современного диагностического инструментария, критериальной базы для оценки всех видов профессиональной деятельности аттестуемых.

На основании вышеизложенного методический совет РЕШИЛ:

7.1. Руководителям учреждений образования:

7.1.1. активизировать работу по повышению уровня педагогической компетентности педагогов (участие в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, проведение открытых учебных и воспитательных мероприятий, мастер-классов), 2019/2020 учебный год, далее – постоянно;

7.1.2. проанализировать работу со способными учащимися, максимально использовать имеющиеся резервы (кадровый потенциал), обеспечить постоянный контроль за круглогодичной  работой педагогов по подготовке учащихся к олимпиадам, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно;

7.1.3. проводить информационно-разъяснительную работу об условиях и процедуре проведения квалификационного экзамена, мотивировать педагогов на присвоение высшей категории и категории «учитель-методист», 2019/2020 учебный год, далее – постоянно;

7.1.4. повысить качество работы аттестационной комиссии в межаттестационный период, обеспечив методическое сопровождение аттестуемых педагогов, обратить особое внимание на качество изложения самоанализа педагогической деятельности молодых педагогов, 2019/2020 учебный год, далее – постоянно.

grodroo.by © 2020 Все права защищены
Mы в соцсетях:
Регистрационный номер: 4141101368
Яндекс.Метрика